Эмилия Деменцова

  • Главная
  • Театр
  • Кино
  • Разное
  • Фотоальбом
  • Об авторе
  • Контакты
 

Не ждали…

Октябрь 20, 2017 Разное

Представленные ниже фото принадлежат автору текста, либо взяты из неофициальногоTelegram канала ВФМС. Дабы остающиеся на фестивале участники, чьи комментарии использованы  в статье, не претерпели негативных последствий своих слов, их имена и аватарки на скриншотах заштрихованы.

Начну с того, что Всемирный фестиваль молодежи и студентов для меня хотя и праздник, но событие не праздное. Это «дней связующая нить»: моя бабушка участвовала в  фестивале 1957 года, мама – 1985. В 2017, пройдя несколько этапов отбора, попала туда и я.

…Трясясь в плацкартном вагоне по пути на фестиваль, думала:для кого в этот час идут парадом и салютуют в Москве с флагами фестиваля, если мы еще не доехали до  Сочи? С новыми приятелями делились впечатлениями об отборе и оргсобраниях. Нас блюли – наставляли, что, например, секс с иностранцами на фестивале нежелателен (необходимо было подписать бумагу, в которой среди прочих правил поведения был пункт о том, что ««участник осознает и соглашается  с тем, что организатор не несет ответственность за последствия сексуальных контактов  участников». Сообщали и то, что в случае конфликтов с иностранцами служба безопасности автоматически будет на стороне иностранцев, ибо наша страна должна продемонстрировать гостеприимство. Советовали московской делегации, размещенной в отдельном закутке, вместе с участниками из  мособласти и Питера теснее общаться друг с  другом, а не  с иностранцами («нам пельменям лучше держаться вместе»)… Предупредили и о том, что официального открытия фестиваля мы не увидим – оно для иностранцев, для нас – закрытие…  За пару дней до отправления на фестиваль нам разослали тест, в котором среди прочего предлагалось ответить на такие вопросы: «С какой страной на постсоветском пространстве у России отсутствуют дипломатические отношения и почему? Приведите аргументацию, которую использовала российская сторона при начале военной операции в Сирии».  Попросили проштудировать и правила этикета «при коммуникации с иностранными гражданами» (с выдержками из памятки Консульского департамента МИДа http://www.kdmid.ru/info.aspx?lst=info_wiki&it=/Obshchiye+elementy+povedeniya.aspx), в которых помимо общих советов а-ля «не использовать часто встречающиеся в голливудских фильмах оскорбительные жесты» (заметьте, именно в  «голливудских») были даны краткие указания по каждому региону мира. Эти правила не столько характеризовали представителей иностранных государств, сколь рисовали портрет наших соотечественников, о которых у организаторов, видимо, было изначально нелестное мнение, раз их предостерегали от употребления слова «жид».

На собеседовании перед фестивалем мне предложили выбор из трех направлений – «Кино», «Театр» или «Журналистика». Предпочла стать участником платформы «Культура мира», так как мыслила фестиваль огромным коллайдером, в котором будут сталкиваться и взаимодействовать культуры, традиции, креативный потенциал и эмоции участников из самых разных уголков мира. Хотелось  по итогам пребывания на фестивале рассказать о его культурной программе, но «жизнь заставила» в первый же день (еще до  официального открытия ВФМС) выступить в роли репортера в совсем не культурных предлагаемых обстоятельствах… Самое расхожее на фестивале слово «гостеприимство» обнаружило почти полное отсутствие практического воплощения.

 Адлер встретил нас стройными рядами приветливых волонтеров, заставивших проделать нас вокзальный круг почета (подняться вверх, чтобы снова спуститься вниз), и принять участие в вавилонском столпотворении у остановки автобусов, отправлявших прибывших по отелям.  В один из автобусов погрузили багаж участников, но мест им в этом автобусе не хватило. Все бывает. Людей много, организации мало. Мы приехали на стоянку перед отелем, мечтая после суток, проведенных в плацкартном вагоне, поскорее отправиться в душ, а затем на  первые мероприятия и кинопоказы. Как бы не так! Вместе с прикрепленными к  группам  по 30 человек волонтерами на  этой стоянке нам предстояло провести от 3 до 5 часов в ожидании расселения. Горячая линия фестиваля молчала, как и телефон отеля «Сочи Парк». Мы стояли, а  дождь шел. Стояли, ибо на стоянке не было скамеек, кулеров с водой и информации о том, сколько же нам предстоит провести тут времени. На все вопросы волонтеры отвечали: «терпите, ждите». Приехав к обеду, мы едва успели на ужин. При взгляде на лотки с гречкой, картошкой, помидорами, и  квашеной капустой мы оценили юмор организаторов, сообщавших в памятке участника ВФМС: «В меню будут представлены блюда русской, восточной, европейской кухни, вегетарианская и  халяль». Но не поесть же мы сюда приехали.

Оргвстреча с нашим  расслабленным волонтером Виолеттой из Владивостока, напоминавшей персонаж из фильма «Доживем до  понедельника», к которой было обращено: «Ты хороший человек, но ты сядь», проходила в отеле на этаже у лифта, в формате «стоя». Виолетта сообщила нам два пренеприятнейших известия:  1) пусть по  правилам фестиваля  волонтеры должны были обеспечить свои команды экипировкой, но в экипировочном центре случилась огромная очередь, потому она не смогла получить на нас форму; 2) не всем участникам команды успели подготовить беджи, а без них перемещаться (даже  выходить за территорию отеля) нельзя. Беджи обещали подготовить к 12.00 следующего дня, хотя первые мероприятия начинались рано утром. Вопрос экипировки предлагали решить либо самостоятельно. Счастливые обладатели беджей могли продлить тясячную очередь  за  формой, либо дождаться пока «рассосется» и получить экипировку от  волонтера.  Тем временем в неформальном чате участников промелькнула, показавшаяся неправдоподобной,  информация о том, что «формы на всех не  хватит». Началась легкая паника и обладатели беджей поспешили в центр экипировки. Забегая вперед, скажу, что пришли мы туда в 19.30, а покинули здание в 03.00.

«ОтСТОЙ», или очередь как символ фестиваля

«Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной»?

Очередь на вход впечатляла, как и тщательный досмотр (строже, чем в аэропорту или на  вокзале). Лица тщательно сверяли с фото на беджах, а телефоны просили отключить. Волонтер у входа вызвала у нас нервный тик, сообщив, что форму выдают при предъявлении медицинских справок. А надо вам сказать, что для поездки на фестиваль нам требовалось оформить, отправить сканы и взять с собой справку о состоянии здоровья 086, прививочный сертификат, отдельную справку о  наличии прививок от кори и гриппа, и справку об отсутствии контактов с  инфекционными больными. «Неужели, чтобы получить майку, нужна справка?!», — тут и волонтер начала сомневаться в сказанном и, пожав плечами, отошла от очереди. Справки, разумеется, не понадобились, но и майки получили не все.

В  пункте экипировки была электронная очередь, но работала она отдельно от  волонтеров выдававших форму в порядке живой очереди. Вежливая сотрудница предложила мне, указавшей в личном кабинете на сайте фестиваля размер одежды XS два комплекта на выбор – М или XXXL. В этот роковой момент мое внимание отвлекла  шумная группа возмущенных людей, одолевавших представителя администрации фестиваля.  Возмущались они тем, чем не успела возмутиться я, неполными комплектами одежды и полным игнорированием размерного ряда. Примкнула к ним.

На  праведный гнев участников самых разных делегаций  администратор реагировал невозмутимым выражением лица и  заученными односложными фразами.  Градус напряжения рос. Люди возмущались тем, что пока им выдают неполные комплекты (по факту комплект, рассчитанный на одного участника, был располовинен), рядом, даже не  «из-под прилавка», а открыто другие участники получают полные комплекты экипировки.

Андрей Петкин – единственный, кто не скрывал бедж, но скрывал информацию.

Представитель оргкомитета Андрей Петкин  говорил, что «начиная с 16.00 никто не получает полный комплект», а мимо него проходили люди с пакетами, содержащими всю атрибутику. Затем «чиновник» искренне удивился, откуда мы, участники, имеем «секретную» информацию о том, что входит в полный комплект экипировки. Пришлось показать ему скриншот официального сайта и фото участников, получивших-таки положенный набор.

«Чиновник» не растерялся: «А кто вам обещал, что каждый участник должен получить именно  полный комплект?». После чего г-н Петкин удалился.

Я  стала добиваться книги отзывов и предложений, которая должна была быть на  территории экипировочного центра , в котором работали одновременно государственное бюджетное предприятие и коммерческая организация. Ни волонтеры, ни их супервайзеры книги не предоставили. Особенно отличился вот этот персонаж, излучавший радушие и гостеприимство.

Он  оттеснял участников от зоны выдачи и то хамил, то молча, кивал на вопросы и  просьбы участников.  Столкнувшись с  подобным отношением участники спросили кто он и как его зовут, на что он  отреагировал  так, как после него стали реагировать все «ответственные лица»: перевернул и без того скрытый за жилетом бедж и спрятал его от глаз участников.  Потом со товарищи следил за происходящим и смеялся, вероятно, над  попыткой «лишенцев» добиться справедливости на фестивале, где это слово является лозунгом.

«Скрутить бы эту молодежь в бараний рог!»

Вернувшийся г-н Петкин обрел голос и команду поддержки в лице дамы бальзаковского возраста с беджем участника (встреченные на фестивале люди 40+ демонстрировали, что молодость это состояние души, а студент – лицо без возраста). Дама назвалась Ксенией Коноваловой и защитницей дирекции. Выступала она в амплуа профсоюзной активистки Шуры с соответствующими манерами и голосом. Призывала участников радоваться жизни и молодости, а также тому, что их бесплатно «вывезли и  кормят».  В ответ на не столь эмоциональные, сколь справедливые замечания и обнаруженные несоответствия  между тем что есть и что должно быть, женщина кивала. Допускаю, что этому физическому акту  команду администрации и «примкнувших к ним» обучали на специальных тренингах.

Дуэт оргкомитета  начал стыдить нас, дескать, какая нынче неблагодарная молодежь из-за кепки такой шум поднимает. «Вы что сюда за шмотьем приехали?», — было брошено в толпу.  А молодежь искренне негодовала и речь вела не  про кепки, а про стыд перед иностранными сверстниками, про хамское к себе отношение, про то, что фестиваль, который должен был стать праздником, обернулся унижениями.  Да, были те, кто деловито предлагал обеспечить крикунов полным обмундированием, чтобы они (мы) заткнулись. С ними не соглашались  те, кто «митинговал» из принципа. Вспомнили тут и лозунг фестиваля – справедливость, —  который оказался ложью даже в его микропространстве.  Неподалеку появились двое полицейских. На всякий случай.

А  ведь как просто было обратиться к людям по-человечески признать ошибки, объяснить ситуацию, и попросить каждого из нас поделиться своим комплектом формы. Неужели мы бы не скинулись как в фильме «Добро пожаловать…» по  полкотлеты?!  После суток плацкартного путешествия с московскими делегатами, у меня не осталось сомнений в том, что люди добровольно отдали бы свои комплекты иностранным коллегам. Это и создало бы фестивальный дух братания и взаимовыручки. Здесь же откровенные хамство и  ложь  не вызвали ничего кроме обиды и  агрессии.

Кто-то предположил что форму может быть додадут позднее, на что получил ответ, что никто из нас не сможет доказать, что мы получили неполный комплект, ибо форма выдавалась не под роспись, без акта и описи. Предложено было составить список, коллективное обращение с описанием того, что им не было выдано. Здесь же, на  месте, под объективами камер. И тут выявилась еще одна отечественная  «традиция»   — страх. Молодые люди, не заставшие всех «прелестей» советской поры, все же побоялись озвучить свои фамилии и подписать «недовольное» письмо. Кабы чего не вышло. Молодые общественники и активисты боялись, что подобное их поведение может навредить им  или повлечь изгнание с фестиваля.

«Почему представители банановых республик получили полные комплекты, а делегация Забайкалья оказалась обиженной?», —  раздался зычный голос крупного господина, чьи щеки переходили прямо в «мышиный» пиджак со значком «Единой России».  Этот персонаж прикидывался другом молодежи, раззадоривая ее гнев, однако, на просьбу дать официальный комментарий, или хотя бы представиться, отреагировал также как другие сотрудники. Что ж провокаторы на  подобных мероприятиях – дело привычное.

За  окном усиливался ливень, росло напряжение в центре экипировки, а я вспоминала  свои «каникулы строгого режима» на «Тавриде», организаторы которой вошли в команду по подготовке ВФМС, где по части организации и взаимодействия с участниками не было ни малейших сбоев (подробнее здесь https://echo.msk.ru/blog/emiliya_dementsova/1659886-echo/).  Волонтеры там не знали слова «не знаю». Комплект экипировки ждал каждого гостя на его кровати.  Пусть он был скромнее, но всего хватало на  всех. На ВФМС, видимо, размахнулись, решив поразить количеством, а не качеством участников, сувениров, мероприятий. Правда, на сей раз, и количество оказалось под вопросом.

Общение организаторов напоминало сцену из «Возвращения Максима»: «Можете жаловаться, можете жаловаться», только никто  жалобу принять не хотел, а «горячая линия» спала и дышала ровными гудками.

Ситуация разрешилась ожидаемо:

Конечно же, никакой обещанный  официальный документ о выдаче неполных комплектов никому предоставлен не был. Первый «официальный» комментарий появился на странице в Instagram . Правда, потом он был удален.

Звучала версии о том, что волонтеры «раздали» больше комплектов, чем нужно. Затем появился миф о превышении числа участников и о приезде тех, кому в регистрации на фестиваль было отказано. «Отказников» почему-то тоже нужно было поощрить  экипировкой. «Мы проходили такой отбор, а тут люди просто взяли и приехали», —  прозвучал досадный голос из толпы.

Скришнот официального сайта фестиваля со счетчиком гостей на  момент невыдачи экипировки

Зато на утро на дверях центра экипировки появились вот такие листы А4, наглядно извещающие о располовинивании комплектов. Только вот опять незадача. В бумажках значится 15 октября, а перебои с экипировкой начались уже 14. Так что вопрос, почему участники не получили полную экипировку 14 октября, так и остается открытым.

А  надо вам сказать, что у региональных делегаций была еще и дополнительная атрибутика. Ну, или должна была быть.  Петербургская делегация, например,  достойно подготовила своих посланников на фестиваль

А вот экипировка московской делегации

Если не совсем видно, то это мешок для сменки. Право, это символично для столицы. Хотя, ходили слухи, что у половины москвичей были футболки, загруженные в поезд во время остановки в Ростове (видимо, их там и пошили). На футболках было написано «Mosco» (ну, практически как Bosco) и «XXI ВФМС». Нынешний фестиваль только девятнадцатый, но  одежда «на вырост» это ведь тоже в наших традициях. Впрочем, «люди из будущего» в этих футболках мне не встретились, видимо, постеснялись их надевать.

Впрочем, этот мешок при отсутствии официальной фестивальной сумки может оказаться полезным: любые сумки и рюкзаки на территории фестиваля запрещены, а смешком, может и пропустят. Мобильные телефоны тоже приветствуются не везде. Это требование, впрочем, повсеместно нарушается. Допускаю, что это строгости первых двух дней, в которые ожидался приезд президента и министра иностранных дел, но, кажется, еще немного и территория фестиваля была бы превращена в гетто. Но зато

В  качестве компенсации «лишенцам» выдавали билет  в  парк развлечений «Сочи Парк». Впрочем, и билетов на всех не хватило. Они тоже стали своеобразной валютой фестиваля.  Заткнуть рот или отвлечь внимание каруселями и горками, гуляниями и забавами  – еще одна отечественная традиция.

Спасает только юмор

«На вкус и цвет…», но модельер Игорь Чапурин, автор формы участников, на фестивале стал мемом

Век волонтера не видать

Пообщавшись с несколькими волонтерами, мне удалось узнать, что особой подготовки никто из  них не проходил.  Все ограничилось установочными лекциями. В итоге волонтеры со знанием английского получили распределение в столовую, а некоторые «безъязыкие» были отправлены на встречу иностранных гостей. Лично стала свидетелем того, как девушка в форме волонтера пыталась на своем Intermediate английском с  помощью электронного переводчика что-то объяснить делегату из Пакистана.

Как гость в горле

ПроПитание на ВФМС

Алогичная логистика

Проверка как вечный двигатель ВФМС

Изображение «XIX» как порядковый номер фестиваля стало для него символичным, ибо налево нельзя, направо   — не ходи, от КПП до внимательного всматривания в бедж тех, кто свои беджы скрывает. Таким образом, между двумя запретительными крестами и пролегает ровный прямой — «идем, не сворачивая» — путь гостей фестиваля. Впрочем, не  путь, а полоса сплошных препятствий.

Солидарность? Нет, не слышали…

Не  обходится и без тех, которые всем и всегда довольны, кроме недовольных участников. Недовольных клеймят и стыдят, дескать, «вас сюда государство вывезло, кормит и поит, а вы…неблагодарные…».  Чувство собственного достоинства в официальных документах не фигурирует и в комплект экипировки не входит. О нем подпевалы оргкомитета в штатском предлагают забыть.

Меж тем на фестиваля началась активная торговля и обмен экипировкой и атрибутикой.

Участники размера S, получившие комплект XXL ищут  готовых на  продажу и обмен собратьев по несчастью. Кто-то откровенно мерзнет, ибо в  расчете на активно распиаренную форму со свитшотами и жилетками не взял в Сочи теплые вещи. Люди размещают просьбы о покупке свитеров и жилетов.

В чатах также зафиксированы досадные сообщения о случаях воровства предметов экипировки.

Чаты трещат  от объявлений и предложений.  Встречаются даже интимные. В шутку ли? Особенно, учитывая вот такой гостиничный комплимент в некоторых отелях.

«Абонент недоступен»

В  официальную экипировку входил и телефон компании Irbis с символикой фестиваля и сим-картами компании «Мегафон». Телефон для многих был объектом мечты. По крайней мере, до его получения. Оказалось, что очень много телефонов оказалось бракованными. В Telegram создали специальный чат по «обмену» неисправностями и советами по их решению. На  следующий день был открыт стенд компании, принимавший телефоны на ремонт.

Впрочем, некоторые решили не «заморачиваться

А вот и продолжение фестивального торжища

Про открытость и открытие ВФМС

А вот комментарий, сделанный за полчаса до  церемонии. Началась она в 16.00, но людей с  билетами согнали на нее к 13.30.

Итог первого дня

Про идеологию…

«Детская болезнь левизны» проявилась в первые дни фестиваля в том, что он оказался «левым» в значении «сделан левой ногой» и «левым образом». Лозунг  же «антиимпериализма» проявился, например, в  такой форме

И о погоде

P.S. После ночной эпопеи в центре экипировки, фестиваль для меня закончился (еще до официальной церемонии открытия). Я собрала свои вещи, забронировала билет на дневной рейс из Сочи в Москву, чтобы утром успеть обратно в экипировочный ад. На этот раз за тем, чтобы сдать нетронутую униформу. Вернее, ее  ½. Получила комплект без подписи, без подписи и сдала, оставив на память о фестивале только бедж. Надеюсь, волонтер,  которая с удивлением принимала мой пакет, распорядилась им должным образом.

В  справке 086 врач забыла указать, что у меня острая аллергия на хамство, ложь и  бесправие. Я вся покрываюсь обостренным чувством справедливости и  угрюмостью.  Уже в аэропорту получила звонок с приглашением выступить на форсайт-сессии фестиваля в разговоре о состоянии культуры и искусства в светлом будущем.  Я объяснила свой отказ в т.ч. и тем, что в искусстве форма и содержание должны стремиться к гармонии: нельзя рассуждать о культуре в атмосфере хамства и неуважения, с которыми я встретилась по приезде на фестиваль.  Жаль, конечно, было пропустить панельную дискуссию о глобальных вызовах мировой культуры (светской, я полагаю, ибо кроме веры в светлое будущее никакая иная религия на фестивале не является доминирующей), на которую в качестве спикера был приглашен викарий Патриарха всея Руси… Но это уже совсем другая история. А в Сочи, я надеюсь, распогодится. Во всех смыслах. Забудутся оргпровалы, участники с толком и  удовольствием проведут время, а иностранцы увезут добрые впечатления о нашей стране.» мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой — и отдохнем. Я  верую, дядя, я верую».

https://echo.msk.ru/blog/emiliya_dementsova/2075926-echo/

https://echo.msk.ru/blog/emiliya_dementsova/2075982-echo/

 

Facebook Twitter Google Bookmarks del.icio.us StumbleUpon Digg Reddit

Подписаться на комментарии (RSS)

  • Свежие записи раздела "Разное"

    • ***
    • Не ждали…
    • В Россию можно только верить
    • Дело времени
    • ВосПоминание
    • Игорь Миркурбанов: «Ничто не заставит меня подчиниться воле зала»
    • Игорь Миркурбанов: «Петь вопреки»
    • Каникулы строгого режима
    • О любви. После спектакля
    • О театральном хамстве
    • К Победе
    • Гений места
    • Полина Лазарева: СТРЕМЛЮСЬ РАЗДЕЛЯТЬ ДОМ И ТЕАТР
    • Игорь Миркурбанов: «Успех не может быть целью»
    • Игорь Миркурбанов: «Профессия такая… Странная»
  • Подписка

    RSS
    E-mail
    facebook
© 2009-2018 Эмилия Деменцова. Дизайн сайта - Vladstudio.com
Подписка на статьи