30. Серебренников
Один из самых ярких спектаклей Кирилла Серебренникова был, согласно слогану, обо «всех оттенках черного». Впрочем, тусклого, будь то кино или театр, ТВ или преподавание, Серебренников не создал, не создает и не будет. В его произведениях часто возникают люди в черном, люди в масках, люди без лиц. К сожалению, режиссеру лично довелось познакомиться со своими персонажами: они заталкивали его в судебную клетку. Серебренников не небожитель, его художественный гений насквозь социален, неравнодушен, сопричастен людям «вывихнутого времени». Он был (и ставил) «Околоноля» и его хулили даже те, кто не видел этого спектакля. Властью или ненавистью к ней, но одинаково ослепленные, многие не смогли рассмотреть провозвестие агонии в этом насквозь шекспировском спектакле, где вместо «быть или не быть» — быт и сбыт всего человеческого. Без вопросительных знаков. Книга завершалась фразой: «Все поправимо», а спектакль надежд не оставлял. И вот неунывающий (времени нет, работы много) режиссер либо не поверил собственному пророчеству, либо счел, что каким бы густым и абсолютным не был мрак, даже самый маленький свет способен его победить. И он способен. Но какова цена? Режиссер в мышеловке. Уже не шекспировской.
Сегодня применительно к этому судилищу над Художником много говорят о деньгах, что-то подсчитывают, калькулируют. Цифры рождают злорадство, ненависть, разного рода «ату!» и «поделом». У нас очень любят цифры с большим количеством нулей: чужие нули как отражение собственной никчемности. Пока в Сети заняты числительными и обсуждают суд, мы предлагаем зрителям (особенно тем, кто никогда не видел произведений Кирилла Серебренникова) судить не его, но о нем, о его творчестве. 30 сентябрьских дней с его фильмами, спектаклями, программами – 30 дней с ним, 30 дней в поддержку. Предложенная подборка содержит ссылки и афишу того, что нужно увидеть и стоит пересмотреть.
30 days with Kirill Serebrennikov
One of the most colorful of Serebrennikov’s productions was, as the tag-line informed, about “all shades of black”. On the other hand, not that Serebrennikov has ever, be it cinema, or theatre, or TV, or lectures, produced anything dull, nor is he producing anything dull at the moment, or ever will. Men clad in black, men wearing masks, men who have no faces often appeared as characters in his works. Unfortunately, quite recently the director had a chance to make personal acquaintance with these characters of his when they were escorting him into the glass-walled dock in the courtroom. Serebrennikov is nothing like an Ivory Tower dweller, his artistic genius is blessed with social awareness, sensitive to all that is socially-relevant, partial to the people for whom “the time is out of joint”. He once was (and has staged the play) “Close to Zero”, and earned some hostile criticism even from those who never saw the show. Dazzled, some by the authorities presumably at play, some by hatred to these very authorities, but equally blind to the real thing, too many failed to see the portents of the final throes to come in that very Shakespearian-like production, which for the “to be or not to be” dilemma showcases daily routine and jettisoning everything that makes a human human. And no question marks, period. The book ends with the statement: “Anything can be mended,” but the theatre version leaves no room for hope. Yet the optimistically minded director (he has so little time, such lots of work) neglected his own prophesy, or maybe believed that darkness, however dense and absolute it might be, is still to be won even by the tiniest of lights. Which is quite true. But the costs? The director is in a Mousetrap. And now the device is not a Shakespearian one.
Today, when the Artist is brought to the trial of public scrutiny, a lot is said about money, people make estimates, they recon, count, calculate. Figures incite malicious rejoicing at another’s misfortune, bear hatred, tempt to shout “tally-ho!”, and pass the verdict “serves him right.” Our people love sums that have many noughts: it lends the feeling of belonging. Meanwhile, leaving playing with numeral and discussing that which happened in the courtroom to the social net-works, we suggest that theatre-lovers and cinema-going people (especially those who have never seen any of Kirill Serebrennikov’s productions), refrain from passing judgment upon him, but make busy forming an opinion about him, about his artistic accomplishments. So be it 30 days of the month of September with his films, his theatre productions, TV programs – 30 days in his company, 30 days in his support. The following selection contains links and the coming events that are must-sees, and are worth reviewing.
Хронологически последний завершенный фильм режиссера, заслуживший приз в Каннах и, как всегда у Серебренникова, бурную зрительскую реакцию. Бронебойный фильм о мракобесии, которое не выветривается.
2. Спектакль «Лес» (МХТ им. А.П. Чехова)
Театральный хит. Хрестоматийная пьеса А.Н. Островского перенесена в эпоху застоя, но аукается с днем сегодняшним.
Он и она узнают, что их супруги являются любовниками. Фильм об измене как неукротимой стихии в жанре триллера.
4. Вечер-посвящение К.С. Станиславскому в МХТ им А.П. Чехова «Вне системы»
Юбилейный ( к 150-летию) рассказ о Станиславском в высказываниях, письмах, телеграммах, записках Мастера, его учеников и соратников, преданных и предавших.
5. Спектакль «Зойкина квартира» (МХТ им. А.П. Чехова) // ТВ программа «Культурный обмен» с Кириллом Серебренниковым
Дерзкий и злободневный мюзикл по мотивам булгаковской пьесы.
Большой разговор о времени, проектах, настроениях в обществе.
Найденный дневник 1919 года студента Николая Воинова, признающегося в убийстве пяти человек служит ключом к страшным преступлениям наших дней. Увлекательнейший сериал с отличными актерскими работами.
7. Спектакль «Господа Головлевы» (МХТ им. А.П. Чехова)
Возможно одна из самых страшных ролей Евгения Миронова. Засасывающая история духовного опустошения.
Черная комедия по мотивам пьесы братьев Пресняковых о том, «откуда они все прилетели» и причинах футбольных неудач.
9. Спектакль «Откровенные полароидные снимки» (Театр им. А.С. Пушкина)
Драма о бунтаре, хиппи, стриптизерше, умирающем от СПИДа гее , его сексуальном рабе и Любви.
10. Телеспектакль (литературные чтения) «Темные аллеи»
Алла Демидова лично пригласила режиссера для постановки. Строгий и деликатный спектакль по произведениям Ивана Бунина.
Оперная певица в исполнении Ксении Раппопорт отправляется в российскую глубинку перед отъездом на ПМЖ. Там она теряет сына, голос и прежнее мироощущение. Но и без находок не обходится.
12. Спектакль «Мещане» (МХТ им. А.П. Чехова)
Хрестоматийная горьковская пьеса в руках режиссера полностью изменила смысл, не изменив тексту. Драма о кризисе семьи. Блистательная роль Андрея Мягкова.
13. Спектакль «Голая пионерка» (Театр «Современник»)
Музыкально-батальная мистерия. Непарадная история женщины на войне. В главной роли Чулпан Хаматова.
14. Фильм «Короткое замыкание» (новелла «Поцелуй креветки»)
Киносборник ведущих молодых кинорежиссеров. Пять современных новелл на одну старую, как мир тему. О любви. Драма, комедия, фарс — здесь есть все.
15. Спектакль «Маленькие трагедии» («Гоголь-центр») // ТВ «Детали» с Кириллом Серебренниковым
Самая ожидаемая и тревожная премьера сезона. «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость» на «Пире во время чумы».
Яркое интеллектуальное ток-шоу Кирилла Серебренникова.
16. Спектакль «Маленькие трагедии» («Гоголь-центр») // Лекция Кирилла Серебренникова «Территория свободы»
См. выше
Лекция о театре, свободе, мироощущении. Открытый разговор с публикой.
17. Спектакль «Маленькие трагедии» («Гоголь-центр») // ТВ программа «Временно доступен»
См. выше.
Развернутое интервью на сон грядущий.
Вертикальный сериал, в котором каждый из эпизодов — вольный пересказ классических сюжетов: «Кармен», «Орфей и Эвридика», «Дон Кихот», «Сирано де Бержерак», «Гамлет»…
Гром и молния по пьесе Василия Сигарева о 14-летнем мальчике, пережившем и ежедневно переживающем насилие в прямом и переносном смыслах.
20. Фильм «Рагин»
Вариация чеховской «Палаты №6» с Алексеем Гуськовым в главной роли.
21. Спектакль «Кому на Руси жить хорошо» («Гоголь-центр») // Фрагмент спектакля «Отморозки» («Гоголь-центр») и запись встречи режиссера со зрителями перед показом спектакля
Трехчастный спектакль по поэме Николая Некрасова под его же девизом: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка Русь!»
Спектакль по прозе Захара Прилепина с революционным накалом, драйвом и безысходностью, отмеченный «Золотой маской».
22. Спектакль «Кому на Руси жить хорошо» («Гоголь-центр») // Фильм «Постельные сцены»
См. выше
Калейдоскоп измен и непрощений с кроватями в центре кадра.
23. Спектакль «Антоний и Клеопатра» (Театр «Современник»)
Зрелищное противостояние мужского и женского, Востока и Запада, старых и новых форм.
24. Спектакль «Кафка» («Гоголь-центр») // Фрагменты спектакля «Метаморфозы» («Гоголь-центр»)
Театральный байопик, в котором звучит даже тишина.
Мультимедийные и осовремененные античные мифы.
25. Поэтический вечер «Сто минут поэзии»
Стихи и музыка в Политехническом.
26. Спектакль «Мертвые души» («Гоголь-центр») // Фрагменты спектакля «Охота на Снарка» («Гоголь-центр»)
Первый спектакль «Гоголь-центра» и его визитная карточка. «Лирические отступления» Николая Гоголя положены здесь на музыку Александра Маноцкова.
Трагикомедийная музыкальная феерия по мотивам поэмы Льюиса Кэрролла.
27. Фильм «Замена собак микшированием»
Раритетный кинодебют режиссера по «Уроку» Эжена Ионеско.
28. Спектакль «(М)ученик» («Гоголь-центр») // Цикл ТВ программ «Другое кино с Кириллом Серебренниковым»
Театральный предвозвестник «Ученика» по адаптированной пьесе Мариуса фон Майенбурга.
Разговор о киногероях культовых фильмов мирового кинематографа, не менее увлекательный, чем сами фильма.
29. Спектакль «(М)ученик» («Гоголь-центр») // ТВ программа «Линия жизни» с Кириллом Серебренниковым
См. выше.
Многогранный как и личность режиссера разговор.
30. Симфонический перформанс «Requiem» (МХТ им. А.П. Чехова)
Представленное к 65-летию окончания Второй Мировой войны действо стало данью памяти обо всех убитых в войнах, сотрясавших Европу с XVII века до сентября 1945 года. В нем музыка, вокал, действо, аудиовизуальная часть, канонические латинские тексты и документы 30-40х годов.
Портал «Театральные дневники» http://teatr-live.ru/2017/09/30-serebrennikov/