Ход коньком
17 февраля, 2018 Кино
Ледовые шоу давно заразили телеэкран. Усилиями звезд, вставших на лед, публика легко отличает тулуп от акселя и, кажется, что сфере развлечений пора «отбросить коньки» в поисках ответа на сакраментальное «чем удивлять будем?». Создатели фильма «Лед», однако, не побоялись встать на скользкий путь. Синтетический жанр музыкально спортивной мелодрамы имеет все шансы выдержать низкие температуры зрительского скепсиса. Сказка для взрослых, лишенная намека на непредсказуемость, заняла прочное место в календаре. Ждут ли зрители дня всех влюбленных или Трифонова дня, сулящего скорый приход весны, «Лед» не обманет ожидания. Пусть из осколков (сцен) не сложить слово «вечность», но добротное сиюминутное кино без претензий оказалось честнее многих собратьев по кинопрокату.
«Лед» — дебют клипмейкера Олега Трофима, которому удалось сюжет, пригодный для телемувика, возвести в полнометражную музыкальную историю, в которой все несовершенства заглушают песни и прикрывают танцы в постановке Олега Глушкова. Не столь важен здесь каркас истории о детской мечте стать чемпионкой по фигурному катанию, и даже цена воплощения этой мечты, а именно музыкальные дивертисменты и непривычное звучание песен от Цоя до Богдана Титомира и Ивана Дорна. Здесь «Хочешь?» Земфиры служит самой трогательной колыбельной, «Лететь» группы «Амега» восходит до общенародного гимна, а «Я солдат, мама, залечи мои раны», в исполнении вымуштрованных юных фигуристок, в такт словам глотающим кашу и слезы, становится одним из самых запоминающихся моментов фильма. То, что призвано стать драматургическим клеем или заполнением пустот сценария, становится здесь яркими жанровыми зарисовками. Это эдакие «Стиляги» на льду, где и сам лед трещит как по нотам. Такое музыкальное решение гармонично, ведь фигурное катание невозможно без музыки. Песни, будь то классика нулевых или рэп нашей поры, здесь еще и замещают долгие диалоги или повествовательные эпизоды, которые не будь в сценарии партитуры, заняли бы экранное время. Как в финале других премьер этого года – народных комедий «Жги» и «Мифы» поют тут все, независимо от возраста, убеждений и наличия голоса, поют, что называется «фром май харт». Этот спортивный мем, кстати, удачно обыгран в сценарии, как и многочисленные инструкции спортивных чиновников. Забегая вперед, «Лед» — кино без допинга, но вполне может повысить уровень серотонина в крови.
В парном катании важна поддержка. Вот и дуэт, а потом и трио главных героев в исполнении Аглаи Тарасовой, Милоша Биковича и Александра Петрова удачно поддержано колоритными персонажами второго плана. Так, Ксения Раппопорт не могла не быть убедительной в роли матери, ведь актриса встретилась на съемочной площадке со своей внеэкраннной дочерью. Актриса интеллигентных театральных ролей Ксения Лаврова-Глинка до неузнаваемости преобразилась в рыночную торговку, живущую по фен-шую под песню о здоровой пище: «Бананы, кокосы, апельсиновый рай». Мария Аронова, в роли сурового тренера, а по сути, второй матери героини, с грустным любящим взглядом своим громогласным голосом, кажется, и зрителя способна поглубже вогнать в кресло. Если к кастингу вопросов почти нет, то незримое противостояние Москвы и провинции намечено в фильме обидным для москвичей образом. Москва показана городом праздным, Иркутск – трудовым, Москва зажигает искусственные огни, Иркутск – таланты…
Первым делом встающих на коньки учат правильно падать, «Лед» — об умении вставать во что бы то ни стало. «Травмоопасный» сюжет полон разной степени высоты падений: неудачное приземление на лед, крах спортивной карьеры, любовное крушение или упадок душевных сил. Все тяготы и невзгоды тут положены на музыку, припудрены и преодолимы, и думаешь, что если в кино все иногда бывает как в жизни, то почему бы и жизни, хотя бы в виде исключения, иногда не походить на кино с хэппи-эндом? Тут и главную героиню по всем канонам отечественного кино зовут Надеждой, и история ее, прежде всего, обнадеживающая, пусть не на все 100%, но на, наверняка, на 113 минут фильма. «Лед», как начинающий фигурист, не всегда удерживает равновесие, но зрителей в зале кинотеатра удержать способен, а значит, продюсеры сделали верный «ход коньком».
The Hollywood Reporter