Не тонут
20 июля, 2018 Кино
Отечественные хорроры более всего пугают тем, как они сделаны. Сценарист и режиссер Святослав Подгаевский деятельно верит в себя и то, что отечественные ужастики способны вызвать не смех, но подлинные страх и ужас. Его книгу мертвых (фильмографию) роковых женщин после «Пиковой дамы: Черный обряд» и «Невесты» убедительно продолжает «Русалка. Озеро мертвых». Влекомый чарами подводной девы зритель во время просмотра невольно идет ко дну, лишь в финале сознавая, что оно – двойное.
Не пушкинская русалка или гоголевская Панночка вдохновили создателей фильма, устремившихся к славянскому фольклору, к сказкам, памятным с колыбели. В прологе детский голос рассказывает публике всю фабулу о вреде ночных купаний и последствиях общения с незнакомками под луной. Сколь наивный, столь расточительный сценарный ход, как и иллюстративное название фильма, словно демонстрирует, что пугать здесь намерены не тем, что легко поддается пересказу, не сюжетными перипетиями. Стало быть, все дело во внешних эффектах, думает зритель и вновь оказывается неправ. Трепещущий свет, скрипы и вспышки, чудеса грима и компьютерной графики, словом, все то, что предписано канонами жанра, конечно, присутствует, пусть и скупо. Страх здесь нагнетается, подбирается бесшумно, а не хлещет с экрана потоками насилия и изуверств. Авторы фильма стремятся дать пищу не только глазам, но умам зрителей, предлагая визуальные и словесные метафоры. В том и есть, вероятно, своеобразие поджанра «русский фолк-хоррор», сформулированного режиссером. Рефлексия, народность и киносредства и приемы, способные вызвать рефлекторный испуг, — таково триединство, отличающее работы Святослава Подгаевского.
Стихия фильма – вода. Здесь она точно как на картинке из учебника существует в твердом, жидком и газообразном состояниях. Проникла она и на страницы сценария, в котором темп «плавает» в диапазоне от паводка до обезвоживания, не утопив, впрочем, авторский замысел. Вода дает жизнь и отнимает ее. Для героя Ефима Петрунина, пловца, она символ преодоления человека над силами природы, для его невесты, не умеющей плавать (Виктория Агалакова), — среда, внушающая страх. Вода дождевая и колодезная, лед в стакане, затопленный подвал заброшенного дома, старый причал, колдовское озеро, — все это не фон, но игровое пространство фильма. Гидрофобия здесь сообщается зрителю с экрана, будоража в нем бытовые страхи вроде засора на кухне или капельницы в больнице, и восходя к ветхозаветным: вода здесь таит бездну, она как кара за грехи отцов. Русалка здесь без хвоста, но не без корней. «Преданья простонародной старины» вроде обрядов и гаданий на экране, воскрешают в зрителе невольный дискомфорт от суеверий и предрассудков, заставляя, на всякий случай, «дуть на воду». И наше время дополняет водный мир фильма сленгом вроде глагола «моросить» в значении «паниковать».
«20 лет прошло, а здесь ничего не поменялось», — звучит в фильме, вскрывающем за мутными водами прошлого семейные драмы, неоплаканные души и преступления без срока давности. Гладь воды как зеркало отражает то, чего не хотят замечать персонажи, их подсознательные и детские страхи. Память воды здесь крепче людской, выстраивающей дренажные системы в отношениях с близкими, с собственным прошлым. Может быть, поэтому в фильме несколько ложных финалов. Не зрелищность, но кропотливое воссоздание атмосферы, в которой минута за минутой, как капля за каплей зрителю становится не по себе, удерживает фильм на плаву. Стакан воды после просмотра будет вызывать опасения из-за страха утонуть в нем. А единственная навязчивая реплика-лейтмотив русалки с заостренными клыками и когтями: «Ты меня любишь?», надолго заставит влюбленные пары воздержаться от подобных взаимных расспросов.
Водная тема подразумевает глубину, и «Русалке…», которой явно не хватило «Формы воды» и которой противопоказан поверхностный просмотр, хочется пожелать зрителей-дайверов. Иначе прокатного мелководья не избежать. Впрочем, как завещал роман о непотопляемых: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
http://thr.ru/magazine/recenzia-rusalka-ozero-mertvyh-svatoslava-podgaevskogo/