Русский театр в Грузии
23 сентября, 2019 Театр
Приятно (неожиданно!) оказаться на страницах этой важной книги.
Вспоминаю как смотрела здесь, в грибоедовском русском театре «Холстомера».
«Холстомер» Георгия Товстоногова – легенда мирового театра, к счастью, сохранившаяся на пленке. Спектакль Автандила Варсимашвили – дань глубокого уважения первоисточнику и недосягаемому образцу Увяданием и предчувствием неминуемого ухода полон спектакль. Лаконична, самодостаточна сценография спектакля (Мириан Швелидзе): в ней обрубки деревьев, высохшие ветви, вырастающиме из тумана и мрака сцены обретают тотемные черты. Появляется человек, высекает огонь, закуривает и туман, пыль (от топота копыт) усиливается сигаретным дымом. Здесь и смешиваются «в кучу кони, люди». Дикость зверей, отвергающих чужаков, послушных лишь кнуту и ласке хозяина напоминает совсем не табун, а другое, человеческое стадо. По зубам здесь судят о норове коня, по ним же бьют за малейшую провинность. «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь» – не раз вспоминается за время спектакля. Иссушенный жизнью Холстомер и потерявшая изящество молодости Вязопуриха вспоминают историю своей любви. «Страдаю от молодежи больше, чем от людей», — жалуется пегий конь, но количество молодых лиц и их деликатное восприятие спектакля радует. В спектакле много музыки, света, танцев, но динамика его регрессирует по мере того как движется к финалу жизнь Холстомера. Три возраста из жизни лошади, три драмы (три актера исполняют эту роль) и одна любовь, одно счастливое мгновение, затмевающее боль, унижения и невзгоды. История Л.Н. Толстого о «гадкой и величественной вместе» старости завершается в спектакле победой и одновременным поражением царя природы. Холстомер служит живому и после смерти, его останки оказываются полезнее, чем вся никчемная жизнь князя, от которого не осталось ни на земле, ни в чьей-то памяти и следа. Разве что в родословной..
http://griboedovtheatremuseum.ge/m/static/images/text_chascorebuli.pdf