Главное — дыхание, или kislo жить на этом свете, господа
12 мая, 2010 Кино
Помните, Владимир Высоцкий пел: «Что-то воздуху мне мало». Прошло не так много лет, и Иван Вырыпаев снял фильм все о том же дефиците. Новая картина режиссера названа KISLOROD. Речь, конечно, не о том газе, про который мы учили в школе, хотя и без химии (человеческих чувств) в фильме не обошлось. Кислород ушел из жизни не как О2, а как свободное дыхание свободного цивилизованного человека.
Кислород состоит из двух атомов, в фильме – два персонажа: он и она. С большой буквы эти местоимения писать не хочется, слово «герои» тем более, ибо они — не влюбленные, парящие над городом и дышащие друг другом, а двое сомнительных молодых людей, как будто чем-то «надышавшихся», то и дело преступающих все известные заповеди. В фильме они уличены в десяти таких преступлениях (речь идет не о декалоге), потому для фильма избрана форма десяти назиданий, представленных в виде отдельных клипов. Из этих десяти отдельных эпизодов, рассказываемых двумя ведущими (девушка и юноша) складывается единая история, но, история не любви, а выживания, поиска кислорода.
Фильм, по нынешним меркам, короткий, но ему удалось вместить в себя все «прелести» нашей жизни. Первая часть из десяти посвящена «не убий». Ведущий в кадре кричит, что молодой человек Саша убил свою жену, потому что в ушах у него плеер, ревет сумасшедшая музыка, и потому он никогда не слышал, что убивать нельзя. Кстати, каждая из частей-заповедей, на всякий случай, начинается с одной и той же фразы: «Вы слышали, что…», то ли это вопрос, то ли утверждение? Итак, этот житель Серпухова влюбляется в рыжую девушку (тоже Сашу), глупую и похотливую. Она изменяет мужу, лжет ему и заводит роман с убийцей. Грех прелюбодеяния? Не смешите. Им неведом и этот грех.
Автор фильма сорвал все завесы с нашей жизни. Она — злая, ненавистная, удушающая… Дайте кислород! Да откуда ему взяться, уж не из Серпухова ли, где с утра полно пьяных мужиков, ребята колются, а в городе по сей день можно снимать фильмы о революции без всяких декораций. Ничего не утрировано и уж тем более не приукрашено. У Вырыпаева был спектакль в «Театре.doc» по этой же пьесе, так что фильм во всех смыслах тоже doc.
Фильм любопытен не только в плане самой идеи напоминания заповедей современному молодому человеку, если и читавшему Библию, то в кратком изложении (говорят, даже есть sms- версия для мобильных телефонов), но и в плане их понимания в современной действительности. Вот пример. Мы слышали: «Не судите, да не судимы будете». С экрана нам говорят, что «сказано это в оправдание отсутствия памяти». Амнезия – так и называется эта композиция. Принес человеку зло – не мучайся, забудь. И он, если принесет тебе зло, тоже забудет. Всеобщая амнезия, без покаяния. Катастрофа!
Еще эпизод. Молодой человек нагишом бегает по конопляному полю: кайф, наркотик. И смерть. И на фоне этого смрада, удушья, сумасшедшей музыки и действий прекрасная польская актриса (Каролина Грушка) изумительным голосом очень просто рассказывает зрителю «простые истины». О том, что в нашей стране «за горстку травы, растущей даже на огородах, могут посадить на пять лет в тюрьму, а за водку, от которой вся страна потеряла голову, и от которой мужчины бьют женщин по беременным животам, тебя максимум продержат ночь в кутузке, и выпустят героем…»; о том, что мы не любим людей, как у И. Бродского «Мы не любим подобных себе, не любим тех, кто сделан был из другого теста…»; о том, что мы не знаем проблем, о которых говорим, и в душе нам все абсолютно безразлично, и именно из-за крылатого «ничего личного» эти проблемы так и остаются неразрешенными; о том, что есть Москва и Россия, и Москве, по сути, нет до нее никакого дела. Москва же показана оператором во всем блеске: мосты, площади, новая архитектура, шик. По ней бегут молодой человек-убийца и его девушка. Бегут долго по прекрасному городу, бегут в четверг к Богу, думают, что Бог в четверг занят и надо ждать субботы, но все равно ищут Его в пустом городе. Ищут, но…
В разговор вкраплены не только мысли о глобальном, но и о самом, на первый взгляд, приземленном и от того особенно волнующем: о богатых и бедных, о том, что когда нет денег на дорогие духи лучше пользоваться детским мылом, а когда нет возможности дорого одеваться лучше сшить простой сарафан с цветами, о причинах и последствиях провинциальности, о том, как надо «быть, а не казаться» (К. Станиславский в фильме тоже возникает) естественным и о том, что мода – это отражение внутреннего мира человека, а не то, что носят все. Так просто? Как просто!
Нельзя не отметить, с какой выдумкой в фильме, в этом «кислородном коктейле» изображен сам кислород (именно тот, который без цвета, вкуса и запаха) – два человека выныривают из глубины и жадно глотают воздух, кислород.
KISLOROD – фильм не только актуальный, но и очень нужный. Как воздух. Сегодня популярно кино просветительское, христианско-морально-нравственное, только проблема его в том, что популярно оно у производителей, а не у зрителей, особенно молодых, на которых оно, прежде всего, ориентировано. Фильм Вырыпаева из этой же категории, только выделяется он тем, что герои его говорят со зрителем на одном языке, понятно и доходчиво. Недаром избрана буквально вдалбливающая манера изложения: ключевые фразы настойчиво повторяются раз за разом. Волей не волей, они остаются в сознании у тех, кто слушает плеер, не зная жизни вокруг. Этот разговор на равных, без менторства, гораздо эффективней фильмов, где грешному миру противостоит человек в рясе, говорящий зачастую на непонятном уху, привыкшему к наушникам, языке, иначе одетый, как бы заведомо отделивший себя от аудитории. При этом фильм KISLOROD не вызывает смысловых искажений, ведь разговор-то все о том же – о вечном. Чтобы быть понятым, зачастую нужно быть понятным. KISLOROD, несмотря на то, что это авторское кино, – абсолютно понятен современному массовому зрителю.
Иван Вырыпаев создал очень талантливый, обращенный к каждому человеку фильм. И польская актриса здесь не случайна, ибо у христиан общие ценности. И главная – Бог есть всегда.
Впрочем, фильм кончается вопросом ведущего к ведущей: «Что для тебя главное?» Они перебрасывают этот вопрос друг другу, пока, наконец, не всплывает слово «совесть». Чистая как воздух после грозы.
Журнал «Российское кино — РУСКИНО» http://www.ruskino.ru/review/286