Не лебединая песня
3 июля, 2020 Разное
В эпоху «черных лебедей» только поэты и романтики не дают нам позабыть о белых лебедях вдохновения и чистоты. Весной 2020, которая запомнится нам не прогулками на природе, а добровольно-принудительной самоизоляцией, особенно остро ощущается «охота к перемене мест». Но сезон этой охоты под запретом: самолеты не летают, поезда не трогаются с места, без QR-кода «метро закрыто, в такси не содют». Остается путешествовать только в виртуальной реальности и в воспоминаниях. Создать же дополненную реальность, не прибегая к цифровым технологиям, по-прежнему помогает Искусство. Образы рождают слова, слова – образы, и этот круг отнюдь не замкнутый, ведь границы его невидны и неощутимы. Пройтись («не выходя из комнаты») поэтическим тропами, взглянув на них глазами поэта, а то и двух, – что может быть прекраснее?! Вдвойне, если учесть, что прогулку по Овстугу теперь можно совершить, окунувшись в стихотворный мир Андрея Шацкова, переплетающийся с лирической поднебесной Федора Тютчева.
Триптих «Лебеди Тютчева», удостоенный отдельного изящного издания, это не оммаж, как сейчас модно говорить, выдающемуся поэту, и не попытка взглянуть на современность сквозь его оптику. Это перекличка двух эпох, мировоззрений и мироощущений, «века нынешнего» и «века минувшего». А еще это дань уважения дивному уголку литературной карты России, – Овстугу, – где и сегодня любой желающий может обрести «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». В селе Овстуг Брянской области находится мемориальный историко-литературный музей-заповедник Федора Тютчева, место его рождения и возрождения. Место поистине благодатное и благословенное. Андрей Шацков, кавалер ордена «Русская звезда» им. Ф. И. Тютчева и лауреат Всероссийской премии им. Ф. И. Тютчева «Русский путь», в этих краях всегда желанный гость. То, что столетия назад окрыляло здесь одного поэта, мыслителя и дипломата, и по сей день не растеряло своих чар. Триптих «Лебеди Тютчева» тому яркое свидетельство.
Собственно, лебеди – одно из украшений усадьбы поэта. Они запечатлены на гербе рода Тютчевых, и в его стихотворных страницах («Но нет завиднее удела, /О лебедь чистый, твоего – / И чистой, как ты сам, одело / Тебя стихией божество»). Овстуг, вообще, наполнен всякой живностью: фазанами, борзыми, утками… Слетаются сюда и музы. Но вынесенные в название поэтической трилогии Шацкова лебеди имеют более древние корни. Известно, что в Греции лебеди были атрибутом бога поэзии и солнца Аполлона, а философы-мистики утверждали, что душа обретает обличье лебедя, чтобы странствовать по небесам. Среди семи свободных искусств лебедь воплощал собой музыку, исполненную страстности. В данном случае, справедливо говорить о поэтической страстности и музыке стиха, отличающей это и другие произведения автора. Лебедь – символ мудрости, пророческого дара и одиночества. Поэт, ведь, всегда одинок…
Фамилия Тютчев, звучащая так вкрадчиво и уютно, как говорят, происходит от корня «tutci», означающего «чужой, иной, нездешний». Это очень подходит к непростой судьбе поэта, и сегодня стоя́щего немного особняком в русской словесности. Тема смуты, вериг поэта и горького хлеба поэзии возникает и в поэтическом овстугском цикле Шацкова.
Лебединый полет Шацкова – пересекает границы века, исторических событий и текущей (иногда явно истекающей мраком и раздражением) повестки дня. Лебединая грация поэтических образов и иллюстраций (издание прекрасно оформлено), лебединая верность музе, каждый найдет здесь что-то свое, но чего точно не отыскать в триптихе «Лебеди Тютчева», так это примет «лебединой песни» ее автора, творческой усталости и отчаяния. Впрочем, нет здесь и пасторальной элегии, к которой располагают овстугские пейзажи. На это автор отвечает так:
«А нежность…
пусть нежность останется там –
В чугунном затворе усадьбы ограды.
В небрежно доверенной тайне – листам,
В которых поэту – не надо пощады!»
В пощаде Андрей Шацков точно не нуждается, как, впрочем, и все мы, посетившие «сей мир в его минуты роковые». Наше вынужденное карантинное уединение чудесным образом скрасила новая книга поэта, которую он разместил в свободном доступе, сделав подарок «городу и миру». Правда, кажется, что очередное путешествие поэта по тютчевским местам, наверняка отзовется в нем новыми строками, а значит, «триптих» на обложке – это только начало.
Эмилия Деменцова
«Литературная газета»
https://lgz.ru/article/-27-6743-01-07-2020/polyet-nad-granitsami-veka/