Фестиваль «Венеция-Москва»: в Россию с любовью
9 июня, 2010 Кино
В течение пяти дней над Москвой близ Арбата кружили крылатые золотые львы. «Фестиваль итальянского кино: Венеция – Москва» прошел в кинотеатре Художественный. Москвичи получили поистине уникальную возможность увидеть лучшие фильмы 66-го Венецианского кинофестиваля и их создателей. О фестивальных фильмах зрители, как правило, больше читают, нежели их смотрят.
Завершаются фестивали, затихают разговоры о новых киношедеврах, о рецензиях и репортажах забывают, а фильмы так и не находят своего зрителя, потому что прокатчиков интересует более всего развлекательное кино. Российские зрители, увы, не знают и половины фильмов, которые демонстрируются и завоевывают самые престижные награды по всему миру. Это касается и отечественного кинематографа и иностранных фильмов с российскими актерами. Но, благодаря Посольству и институту культуры Италии в России, этот пробел несколько восполняется.
Домом фестиваля стал кинотеатр Художественный, недавно отметивший столетие. Особняк, построенный Федором Шехтелем, гостеприимно распахнул свои двери всем любителям итальянского кино. Четыре вечера зал кинотеатра художественный наполняла музыка итальянского и русского языков.
Директор Международного Венецианского кинофестиваля Марко Мюллер лично представлял кинокартины и провел мастер-класс на тему «Итальянское кино: от классиков до сегодня». Один из влиятельных деятелей мирового кинематографа Мюллер любит и содействует продвижению советского и российского кино за рубежом, за что был удостоен специального приза фестиваля «Кинотавр».
Прекрасной гостьей фестиваля, официально открывшей его, стала Ксения Раппопорт. Фильм «Двойное время», за работу в котором актриса удостоилась Кубка Вольпи, был показан в рамках фестиваля. «Двойное время» — история невероятная по сюжету и исполнению, фильм с двойным дном. История одной любви или одного преступления – дать точный ответ, кажется, невозможно. Нет аналогов, нет повторений – свежий, неожиданный и действительно остросюжетный фильм. По словам Марко Мюллера, сюжетом заинтересовались в Голливуде и купили на него права, так что совсем молодой фильм обретет свой ремейк.
Событием стал приезд на фестиваль мэтра итальянского кино Джузеппе Торнаторе. Именно ему Италия обязана открытием Ксении Раппопорт. Он представил фильм «Баария» — сагу, охватывающую период с 1930-х до 1980-х годов, и рассказывающую о жизни предместья Палермо, откуда родом сам режиссер. Масштабное полотно исторических событий и на его фоне переживания людей, любовь, мечты, страх и просто жизнь в эпоху потрясений. Пеппино, главный герой, хотел отдать всего себя строительству коммунизма, но страна избрала иной путь. Жизнь прожита. Зря? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Пеппино не нажил богатства, но не предал идеалы добра и справедливости. Он счастлив своей семьей, любовью к жене и детям. Фильм «Баария» — несмотря на свою повествовательность, лишен скуки, длиннот (это при 150 минутном хронометраже). В руках другого режиссера эта история могла бы стать банальной, Торнаторе открыл в ней новые смыслы, подтексты. Ответы на вопросы, которые мучают героев, дает камера, умелый и точный кадр, когда на фоне смеха и надежды вдруг ползут змеи. «Баария» — фильм, хотя и об Италии, но российский зритель увидит в нем и свои «отечественные» параллели.
Вообще, темы коммунизма, истории, перемен прошлого стали ключевыми для фильмов фестиваля. Фильм «Великая мечта» Микеле Плачидо (знакомому зрителю по роли комиссара Каттани в сериале «Спрут») и «Космонавтка» Сюзанны Никкьярелли объединены темой мечтаний, иллюзий и жажды революции. В «Великой мечте» — мечты сбываются, этот фильм автобиографичен для режиссера. Он повествует о молодом полицейском, страстно желавшим быть актером и добившемся своей цели. Как и в «Баарии» фоном выступают 1960-е с их красными полотнами, студенческими волнениями, и с несправедливостью и противоречиями, в том числе и любовными.
В «Космонавтке» все трагичней. Здесь героине напротив не удается ничего, она, следящая за космической «гонкой» 1960-х упускает из виду свою жизнь. Это история об импульсивной, взбалмошной и глубоко закомплексованной девушке, увлекшейся, по примеру отца, коммунизмом, но оказавшейся выброшенной из круга друзей, знакомых, оставшейся наедине с собой и пытающейся найти силы жить и не потеряться в космосе повседневной жизни.
Совершенно отдельным фильмом стал «Розовая пустыня» Элизабетты Сгарби. Фильм построен на фотографиях известного фотографа Луиджи Гирри, объединенных в единое повествование сценарием Александра Сокурова. Темой фильма стала смена времен года, чередование чувств и эмоций. От весны через лето, осень и зиму, опустошенными, но снова к весне.
В рамках специальной программы фестиваля был показан фильм Александра Сокурова, приуроченный к 65-летию Победы, «Читаем блокадную книгу». Название отражает содержание картины. Фрагменты «Блокадной книги» Даниила Гранина и Алеся Адамовича читают «с листа» актеры, школьники, студенты, военные и люди, пережившие ужасы блокады. Это социальное кино в самом высоком смысле слова.
Фестиваль показал, что итальянское и российское кино тесно связаны, и участие российских актеров, продюсеров, позволяет создать незабываемые и высокопрофессиональные фильмы. В этом выводе можно было бы укрепиться, не посмотрев совместную российско-итальянскую ленту «Десять зим». Только талантом продюсеров можно объяснить участие этого фильма в фестивальной программе. Никакие розы в подарок зрителям, ни даже пантомима перед сеансом не улучшат впечатления от этой картины. Предсказуемость от кадра к кадру, неповоротливость истории, снятой по очень недурному сценарию, написанному режиссером, и претензия на новые формы – итог картины дебютанта Валерио Миели. Странно, почему талантливый рекламщик, знающий цену секундам и кадрам, так растянул очень милую историю. Любовь в десяти зимах, завершающаяся одной счастливой весной. Зима, – неважно Венеция, Москва ли – холод и охлаждения отношений. Молодые герои фильма хотят тепла, но греются ненормально: ссоры, чужие объятья, беготня друг от друга. Конечно, в финале любовь растопит все мнимые преграды, но до финала еще надо досидеть. Российскому зрителю придется запастись терпением, наблюдая на экране не вполне адекватного профессора русской литературы в исполнении С.Никоненко, а также С.Жигунова, пытающегося адаптировать систему Станиславского к роли режиссера-соблазнителя. В общем, российская часть картины явно проигрывает не очень сильной – итальянской. Единственное приятное воспоминание о картине – это разговоры о «мажордоме Фирсе», но если режиссеру хотелось воплотить в фильме какие-то чеховские мотивы, как дань юбилею писателя, то он явно поскромничал.
Впрочем, этот фильм продемонстрировал, что на фестивалях показывают не только шедевры, а работа жюри и участников фестиваля, это отнюдь не развлечение, а изнурительное занятие. Здесь более понятными становятся слова Марко Мюллера, настаивающего на том, что то, что мы привыкли называть Венецианским кинофестивалем, на самом деле – бьеннале, т.е. выставка, не демонстрирующая все лучшее, но дающая представление о состоянии современного мирового кинематографа.
Фестиваль завершен. Как отголосок осталась выставка «Итальянское кино. В кадре и за кадром». И предвкушение следующих встреч и новых открытий.
Журнал «Наш фильм» http://www.nashfilm.ru/modernkino/4466.html