Любовь и секс во время COVID-19. О российском и зарубежном подходе к близости во время пандемии
6 июля, 2021 Без рубрики, Разное
Пока на Западе министерства здравоохранения выпускают брошюры о безопасном сексе в разгар пандемии COVID-19 и рассказывают, как разнообразить интимную жизнь во время изоляции с помощью zoom-конференций, в России секса будто не существует. Государство ратует за укрепление семейных связей и «уз брака» и насаждает гражданам идею об эталонности «массовой многодетности», целомудренно умалчивая о процессе, предшествующем желанному демографическому приросту.
В эссе о том, почему близость сегодня находится под прицелом и к чему это может привести, публицист Эмилия Деменцова рассказывает, зачем в России изымают книги с маркировкой «для взрослых» и запрещают фильмы о сексуальности, получившие мировое признание, почему сказание о Петре и Февронии, якобы отражающее семейные ценности, совершенно не похоже на историю образцовой пары, как российские чиновники изменили суть Международного дня семьи, и почему преданность государству становится ключевым аспектом искусственно созданного праздника «семьи, любви и верности», в котором слову «любовь» отводится второстепенное значение.
«Мой совет: до обрученья не целуй его!», — мефистофелевское научение в дни пандемии получило расширительное толкование. Личные встречи и легкие прикосновения упразднены (а)социальной дистанцией. Особенно драматичным это кажется накануне 6 июля — Всемирного дня поцелуя, который вот уже второй год невозможно справить по-человечески. Только виртуально. Даже воздушные поцелуи отравлены подозрением в воздушно-капельном механизме передачи инфекции. Министерства здравоохранения всего мира призывают граждан сократить физические контакты. Мера не нова: Генрих VI в 1439 году тоже запретил поцелуйчики в обуреваемой «черной смертью» [чумой] стране. За попытку «влепить безешку», судя по неукротимым волнам заражений нынешней ковидной напастью, скоро, того и гляди, штраф можно будет схлопотать. Поцелуй непривитым привитого, неоQRенным «закодированного» — что как не поцелуй Иуды?
Поцелуи под мировым прицелом. Так один из зарубежных порталов недавно вызвал всплеск эмоций аудитории на тему ущербности классической сказки о Белоснежке. Дело не в белоликости героини, хотя по нынешним BLM-временам это уже напрягает, а в том, что в финале сказки принц целует девушку, находящуюся в бессознательном состоянии, не заручившись её согласием. И даже не посоветовавшись с гномами, её возможными опекунами. «Что это, как не акт насилия?», — заключили журналисты и раскритиковали как диснеевский фильм, так и аттракцион в Диснейленде, сеющий в неокрепшие умы возмутительные семена разврата. «А целовать пока не будем», как говорилось в старом анекдоте, — видимо, так теперь должна завершаться современная версия сказки. Очень пандемично, гигиенично и в тренд, взятый, например, в Китае, в рамках борьбы с пандемией, вписывается. Там производители кино и сериалов стали вырезать или сокращать до минимума сцены поцелуев. Может быть и наши прокатчики, удаляя в 2019 году из фильма «Рокетмен» сцены гомосексуальных поцелуев, проявили санэпидемическую прозорливость, а не гомофобию и ханжество?
Нападки на Белоснежку (живущую неестественной семейной жизнью с семью гномами противоположного пола) и принцессу Аврору, более известную как «Спящая красавица», звучат не впервые: в 2018-м профессор Университета Осаки Мута Кадзуэ уже обвиняла «сказочников» в пропаганде харрасмента. Видимо, в скором времени все потенциальные мульт- и киновозлюбленные будут с интонацией калягинской донны Розы д’Альвадорец говорить друг другу: «Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь…»
Спонтанные, внезапные проявления милых чувств, страстные поцелуи и пылкие объятья — все это, таким манером, может остаться лишь на картинах, страницах книг и в «дореформенных» неполиткорректных фильмах. Можно ли представить себе, что герои Климта совершают «Поцелуй» по предварительному сговору? А поцелуй без спроса в губы, который Иисус подарил Марии Магдалине, тоже, выходит, был недопустимой вольностью? Кажется, кто-то из взрослых, взявшись перечитать сказки, явно перебрал с «Поцелуем». Тем самым ерофеевским, в котором самогон лобызается с 33-м портвейном: «„Поцелуй, насильно данный“, или, проще, „Поцелуй без любви“, или, еще проще, „Инесса Арманд“. Да мало ли разных „Поцелуев“! Чтобы не так тошнило от всех этих „Поцелуев“, к ним надо привыкнуть с детства», — завещал автор поэмы «Москва-Петушки».
Пока на Западе сказочных героинь предлагают ни на заре, ни вообще не будить без их согласия, — в России не дремлют. В отечественной пушкинской вариации «спящего хита» «мертвая царевна» не целуется с кем попало, хотя у неё не гномы, а семь богатырей под боком. Ото сна её пробуждает королевич Елисей своей пробивной мощью: «И о гроб невесты милой / Он ударился всей силой». Всё у нас решается силой — с «нашим всё» не поспоришь. Впрочем, в «Руслане и Людмиле» у него безымянная чаровница «сон счастливца [Ратмира — прим. автора] прерывает лобзаньем страстным и немым…», но эти фривольности, обычно, вытравляют из школьной программы.
Вот и декорации грядущего 8 июля, праздника, в который главное не рюмашки, а ромашки (одновременно символ солидарности с больными туберкулезом), предписанные дарить друг другу влюблённым, тотально целомудренны. По крайней мере, в официальном инстаграм-аккаунте празднества изображений поцелуев стараются избегать. Во всей фотогалерее их ровно три: дочка целует папу, сын маму, и оба родителя — младенца. Кадра, где мама целовала бы папу, или однополая пара выражала тот самый посыл «семьи, любви и верности» найти не удалось. Как говорил один из персонажей фильма «Старый новый год»: «Не русское все это…»
Катулл с Фетом, домогающиеся невенчанную Лесбию («Сто раз целуй меня, и тысячу, и снова / Ещё до тысячи, опять до ста другого») — это не наш путь. Пастернака, писавшего, что «в чужих губах может сосредоточиться столько бесстыдства, когда их так долго прижимают к твоим собственным» ещё не все прочли, но на века осудили. «Леди Макбет Мценского уезда», с ее «Что ж ты меня так целуешь? <…> Это только мужья с женами, <…> так друг дружке с губ пыль обивают. Ты меня так целуй, чтоб вот с этой яблони, что над нами, молодой цвет на землю посыпался», — плохо кончила — заклеймена на уроках литературы. Овидий со своим «Искусством любви», Казанова, Де Сад, — строго 18+ и в контрацептивной полиэтиленовой упаковке, а лучше и вовсе обойтись без них, судя по тому, что книги с маркировкой «для взрослых» изымают из общего доступа в библиотеках страны. Ещё Мопассан заметил, что «законный поцелуй никогда не может сравниться с поцелуем украдкой», и Россия в очередной раз делает выбор в сторону законности.
В те дни, когда мир стремится разорвать цепочку передачи вируса, наша страна ратует за укрепление семейных связей, проявляя удивительную «узость» мышления: здесь любовь мыслят исключительно как «узы брака». Семейное насилие и без того бьет рекорды в нашей стране, и, кажется, данный праздник ему лишь потворствует. Он насилует семьи, повелевая непременно регистрировать свои отношения и беречь очаг во что бы то ни стало: 8 июля ЗАГСы даже отказываются принимать заявления на развод. В качестве эталона настоящей семьи россиянам навязывается пример семьи многодетной: «массовая многодетность» на официальном сайте праздника провозглашается «важнейшей составляющей и целью семейной политики». «Крепкая, многодетная семья должна стать эталонным явлением в обществе, а не маргинальным. В этом будущее России. Надо убедить в этом Россию», — указано в концепции праздника.
В самом названии торжества «семья» стоит перед «любовью», хотя вроде бы любовь должна стать отправной точкой создания семьи. Впрочем, праздник в нынешнем дефектном виде верен «истории любви» своих покровителей — Петра и Февронии. Мол, лишь бы крепкую ячейку общества сформировать, а любовь приложится. Сказание говорит, что простолюдинка Феврония, взявшаяся исцелить князя от мучительной болезни, поступила благородно — отказалась от денег, а взамен попросила сущую малость — жениться на ней. Князь пообещал (чего не посулишь, если проказа съедает тебя заживо) и был таков (в ремиссии). Но девица хотя и из простых, но не простушка, — она намеренно не долечила князя, и тот вынужден был вернуться, жениться и жить-поживать с этой особой, чтобы самому выжить. Стерпелось — факт, слюбилось — неизвестно. Зато ложь, лежащая в основе этого «бракованного» союза, получила статус легендарной. Хитроумная девица, обманом и насильно «окрутившая» выгодного мужа, — видимо, достойный пример для подражания новых поколений. Кстати, князь Петр в летописных источниках не упоминается, а вот его исторический прототип Давыд (Давид) Юрьевич наличествует, но, видимо, имя «Давид» в качестве идеала русского мужа и отца чем-то смутило инициаторов праздника, среди которых, к слову, Светлана Медведева.
В отличие от российского праздника Международный день семей, провозглашенный ООН, постоянно меняет девизы в зависимости от проблем и вызовов, с которыми сталкивается институт семьи во всех его вариациях. Темой нынешнего года стали «Семья и новые технологии», а в предыдущие годы разброс тем был от воздействия ВИЧ и СПИД на благополучие ячеек общества до создания семей на основе партнерства. Российский же день семьи из года в год идет «по муромской дорожке».
«Любовь во время холеры» Маркеса мир перечитал в первый год пандемии. В год второй от рождества ковида появился опус Департамента здравоохранения Нью-Йорка о любви во время пандемии. Акцент в ней сделан на плотской стороне вопроса. В тексте перечислены рекомендации о том, как сделать секс во время пандемии максимально безопасным. В отличие от подробной брошюры Ричарда Берковица «Как заниматься сексом во время эпидемии», опубликованной в 1983 году в разгар волны заражений ВИЧ и СПИДом, нынешний бюллетень отличается краткостью, прямотой изложения и откровенностью. Ну и картинками.
Самым безопасным партнером для себя, как следует из брошюры, являемся мы сами. Ею же активно поощряются виртуальный секс и эротические zoom-вечеринки. При этом мастурбировать предлагается не только в одиночку, но и коллективно, соблюдая дистанцию и не снимая масок. Словом, прав был Ленин: «Прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться». Кстати, нынешнее лето в США уже успели прозвать распутным — замершие сексуальная жизнь и флирт в городе, жители которого в большинстве своем вакцинированы, оживает вновь. В связи с этим все тот же департамент здравоохранения предлагает всем желающим заказать бесплатный набор с презервативами, лубрикантами и тестом для самопроверки на ВИЧ.
Но и наши законодатели не отстают. Они выразили инициативу предоставлять доступ к порно через портал Госуслуг. При этом румынский фильм «Неудачный трах или безумное порно», получивший гран-при Берлинале, прокатного удостоверения в нашей стране не удостоился. Это означает, что госуслужливое порно будет отборным и заботливым, стремящимся избавить российских граждан от неудачного сексуального опыта.
Если раньше нам только казалось, что все эти зависания сайта Госуслуг, заполнение долгих анкет и необходимость прикреплять к заявке множество дублирующих друг друга документов — это и есть «чистейшая порнография», то теперь с этой мыслью «снизу» согласились и «сверху». Кстати, на портале Дня «февронек» (наш ответ «валентинкам» мог называться и по-мужски, «петрушками», «петроньками» или, что исторически точнее, «давидками»), тоже оговорена именно такая «позиция» празднования: «Номинация (на награждение медалью за любовь и верность — прим. автора) основывается на принципе „снизу вверх“». Стоит ли это понимать, как рекомендованную государством позу, на сайте не уточняется.
В США пишут о сексе без стеснения, не воспрещая людям быть людьми, а предостерегая их от возможных угроз и предлагая разные варианты решения проблем. В Нидерландах местные здравоохранительные структуры посоветовали одиноким гражданам на период изоляции найти себе «сексбадди» — сексуального партнера для свиданий. В Бельгии в язык вошло слово Knuffelcontact — «контакт через объятья», иллюстрирующее новые реалии жизни: там люди могут найти себе постоянных партнеров для объятий, дабы снизить стресс от пандемии. Семейным положен один такой «обнимальщик», а одиночкам разрешено два. И только в России с одной стороны пестуют многодетность, а с другой, судя по утвержденной концепции празднования Дня семьи, любви и верности, — надеются, что россиянам, глядящим в окно на Содом Европы, откроется истина, как в фильме «Покровские ворота»: «воздержание, воздержание, воздержание».
Изучая ханжеский и позиционирующий семью как инкубатор портал Дня семьи и Ко, все сильнее тянет к брошюре о безопасном сексе. Представить себе, что какой-то унылый отечественный чиновник в сером пиджаке и галстуке возьмется за написание текста, одобрительно относящегося и к однополым связям, и к оргиям, и к разнообразным формам и видам плотских утех, — немыслимо. Может, оно и к лучшему, ведь если государство будет держать еще и свечку, предписывая регулярность, продолжительность и действующих лиц этого массового мероприятия (если одиночный пикет признан таковым, то секс — и подавно), нормативно-правовым актом, регулирующим акт половой, то лобзания уже не покажутся «слаще мирра и вина». Получится нечто похожее на инструкцию клиента публичного дома из фильма «Брюнетка за 30 копеек».
По данным недавнего опроса ВЦИОМ, большинство россиян заявили, что секс после 50-ти возможен. То есть и такое тоже бывает, но на стерилизованном портале Дня семьи слово «секс» табуировано. Как и разного рода «нетрадиционные» семейные обыкновения. Всё «нетрадиционное» в официальной сфере либо клеймится, либо возникает в качестве новостных сообщений, вроде недавнего случая с обнаруженным на московском нудистском пляже трупом трансгендера.
Зато в американской брошюре секс, как дионисийская пляска, внушает радость и оптимизм, так необходимые сегодня. Здесь то, что доктор прописал, а именно приветствуется творческий подход в сексуальных забавах, в том числе и с использованием разного рода барьеров, включая стены, дабы снизить опасность заражения респираторным заболеванием для тех, кто не может надышаться друг другом. Безопасный антиковидный секс тот, при котором «лицом к лицу лица не увидать», как, например, в фильме «Москва» Александра Зельдовича, в котором герои занимаются любовью через дырку в карте СССР.
«Любовь, любить велящая любимым», несмотря ни на какие корежащие её государевым оком празднества, все-таки пока наше дело и удовольствие. Очевидно, что в праздновании Дня семьи, любви и верности, в нынешнем году ключевым станет именно верность. Как говаривал чеховский персонаж: «Кто изменяет жене или мужу, тот, значит, неверный человек, тот может изменить и отечеству!», — а мы с нынешней властью обручены (обречены) давно и надолго, а значит должны хранить ей верность. Особенно важно утвердиться в этой мысли накануне выборов.
Из голых аспектов нашей жизни власти пока наиболее озабочены голосованием. Государство легитимно имеет в виду народ, а народ вне поля правового регулирования может иметь друг друга. Когда к старому раввину из анекдота пришли за советом девушка перед свадьбой, сомневающаяся, ложиться ли ей на ложе голой или нет, и мужчина, не знающий, за кого ему проголосовать на грядущих выборах, — тот ответил девушке, что, независимо ни от чего, — её поимеют, и добавил, глядя на нерешительного избирателя: «Кстати, вас это тоже касается».
Впрочем, опыт введения QR-кодов постепенно вторгается и в эту сферу жизни. Знакомства в барах, например, несомненно упростятся, ведь у их посетителей теперь окажется куда больше общего, чем банальное желание выпить. Вот и в русскоязычный Tinder можно ввести авторизацию по свежему ПЦР, а на сайтах знакомств, рассчитанных на долгоиграющие отношения, — исключительно по QR-коду и сертификату о ревакцинации. Пусть в воздухе ощущаются нотки «Москвы, не верящей слезам» с ее уличным «Прекратите обниматься!», но зато до политкорректных поцелуев дело пока не дошло, а по этому поводу уже можно выпить. Чаю. И, в честь грядущего праздника, так и быть, с ромашкой.
Иллюстрация:Екатерина Спиринцова