Кому охота?
8 июля, 2010 Кино
Режиссер Игорь Каленов автор патриотического блокбастера «Александр. Невская битва», попробовал себя в новом жанре. И сразу замахнулся на Шекспира. Комедийная лента «Укрощение строптивых» задумывалась как современная интерпретация истории Петруччо и Катарины, но после просмотра фильма ассоциация с Шекспиром – это последнее, что может придти в голову зрителю. Искаженное название, отрывки и намеки на бессмертный текст – единственное, что осталось от пьесы. Будем считать претензии на параллели с шедевром – шуткой, комедийным приемом.
Буквальное толкование сюжета фильма – неверный подход к его восприятию. Вообще к комедиям такого уровня, и комедиям положений в частности лучше подходить менее придирчиво и дотошно. Отнестись к юмору, зачастую примитивному, с логикой и здравым смыслом значит уничтожить его бесповоротно. А потому расслабимся, поудобней усядемся в кресло, запасемся попкорном или отечественными сухариками и приготовимся к ненавязчивому рассказу о нелегкой судьбе представителей полусвета в суровых условиях русской природы. Если подобный вариант просмотра фильма вам чужд, то воздержитесь от его просмотра. Если билет все же куплен, то после сеанса не судите строго и не рассуждайте «вообще» об отечественном кинематографе.
Сюжет фильма незамысловат, но с заявлением после десяти минут просмотра «мол, ясно, чем дело кончится» стоит повременить. Зрителей ждут неожиданные повороты, забавные ситуации и неожиданные открытия. Ничего невероятно остроумного создатели не предлагают, но отдельные эпизоды картины еще долго будут вспоминаться.
Несмотря на невысокое качество сценария в нем есть одна интересная, неявная, история одного из героев. Банкир Мурзин, (для очередной спутницы просто Мурзик) в исполнении Андрея Носкова – успешный олигарх, хозяин жизни. Яркий лидер и доминанта фильма. Нагл, расчетлив, самоуверен. Из диалогов героев мы узнаем, что он – человек всем и вся мешающий. Из-за него героиня Юлии Галкиной бросила медицинский институт и вместо врача выбрала профессию охотницы за олигархами. Его приятель (Андрей Федорцов) мечтал заняться кинобизнесом, но по совету всезнающего банкира бросил свою затею и теперь искренне жалеет об этом. Мурзин – черный человек, который несчастлив сам и делает несчастными других. Впрочем, герой в финале получит по заслугам, как в песенке: «Пусть он до перца не охоч, строптив и недоверчив, его разочек пропесочь, как следует поперчив…»
Андрею Носкову удалось передать сверхзадачу роли, может потому он выделяется в этом фильме своей игрой. Это быть может громко сказано, но из незатейливого сюжета могла получиться весьма любопытная мелодрама, душевная и жизненная. Но, увы.
Андрей Федорцов – забавен. Мил, наивно прост. Поверить, что он олигарх, весьма, трудно, так как понимаешь, что такие акулы как Мурзик могут съесть его бизнес в один момент. Кстати, быть может, решение поехать на природу было обусловлено не столь экстремальным досугом или романтикой, сколько приятным фоном для деловых переговоров. Это очень по-западному. И если учесть, что герой Мурзина возглавляет банк «Русская Европа» – символично.
Анна Семенович – органична в роли блондинки во всех смыслах этого слова. Поверить в то, что ее героиня на самом деле лишь играет в «блондинку», ибо мужчины, по ее словам бояться умных женщин, сложнее. Умные монологи даются ей с трудом, т.е. они подходят к ней так же как кличка «терминатор» ее маленькому чихуахуа. Так же как в прочем и монолог на английском Игорю Лифанову (по фильму «дикому егерю» по совместительству уникальному ученому), ну не веришь в его высшее образование, тем более в Оксфорд. Тут дело не только в акценте и произношении, а в общем впечатлении и манере героя. Он явно переигрывает. А нарочитая грубость в сочетании с внешней брутальностью приводит к утрированности персонажа. И если платье героини Юлии Галкиной (может быть фирмы PRADA) на ней не вопит, то книга о музее Prado на полке у егеря смотрится явно лишней. Впрочем, все это, возможно, задумывалось ради шутки.
Весьма удачной выглядит сцена с Борисом Грачевским. Он играет себя. Ответственный за ералаш в прямом и переносном смыслах в фильме он приоткрыл завесу мира кинобизнеса и съемочного процесса. Именно кинобизнеса, а не киноискусства. Эпизод небольшой, но с большим подтекстом. Смелый шаг для Грачевского.
Несмотря на во многом надуманную историю фильма, в ней проскальзывают отдельные реалии нашей жизни. Вернее сквозь порой глуповатые шутки острее воспринимается действительность. Что отличает фильм от ему подобных, так это самоирония. Именно она может служить неким оправданием картине. В отличие от фильмов о гламурных небожителях, здесь герои предстают в сатирической форме. Им, порой, даже хочется посочувствовать.
«О стране надо думать!», – подытоживает картину косноязычный персонаж Юрия Кузнецова – чиновника по науке. Вот вам и мораль. С ней не поспоришь.
Другой же призыв одного из героев: «Поразим и уложим» – взятый за основу создателями фильма, себя не оправдал. Как не строптивились они, а все же потерпели поражение.
Журнал «Российское кино — РУСКИНО» http://www.ruskino.ru/review/320