«Женитьба»: брак с расчетом
16 сентября, 2010 Театр
Театральная жизнь последних лет стала напоминать старый советский анекдот: «число не помню, но год юбилейный». В нынешнем сезоне господствует А.П. Чехов, сменивший другого юбиляра — Н.В. Гоголя. Не за горами памятные даты М.А.Булгакова и И.А.Гончарова. Эти красные дни в календарях отражаются на репертуарах театров. Появляются спектакли «не в тему», но «к дате». «Не в тему», — так как не все постановки классики адекватны дню сегодняшнему. Дело разумеется не в классиках, скорее в современниках.
Кстати, практика показывает, что «датские» спектакли долго в репертуаре не задерживаются. У классики нет срока годности, но с ее отдельными интерпретациями дело обстоит похуже. Да и зрителя, «перебирающего даты», можно пожалеть: он рискует оказаться «перекормленным» юбилейными постановками. Премьер много, но круг произведений ограничен. От того театрам нужно умело лавировать – попадать в волну, но не оказаться под ней.
В МХТ им. Чехова в конце уходящего сезона выпустили «Женитьбу» Н.В. Гоголя, судя по реакции зала, несмотря на прошедший юбилей писателя, подзабытую. Театр вовсе не опоздал с постановкой, наоборот, выбранный момент позволил выделить ее из других уже идущих спектаклей «по Гоголю». Женитьба предполагает союз двоих. Парой мхатовскому спектаклю стал спектакль родственной «Табакерки» с тем же названием и автором на афише. Но это единственное, что роднит премьеры. В МХТ, ставя комедию, шутить не стали, спектакль получился капитальным. Шикарные декорации, меняющиеся интерьеры, картины и предметы эпохи (художник В.Фирсов) — все это вознаграждается аплодисментами. Это тот редкий сегодня случай, когда тяжелые декорации не стесняют и не мешают актерам и не давят на зрителей. «Женитьба» в МХТ напоминает детскую объемную книжку-раскладушку: какую страницу не открой — глаз радуется.
Герои по колориту декорациям не уступают. И выглядят и играют как ростовые куклы – яркие сложные костюмы, щедрый грим, преувеличенные жесты и интонации. Вначале это раздражает, но потом понимаешь, что спектакль не выходит за рамки выбранного жанра. «Женитьба» в постановке Игоря Золотовицкого – это добротный водевиль. Одномерный по смыслу, буквальный, без подтекстов, но зато с танцами, куплетами, «номерами». Смех и аплодисменты публики демонстрируют, что одно с лихвой компенсирует недостаток другого. Смешно, спору нет, но только здесь и сейчас. После спектакля ничего не получается унести с собой, все выветривается с закрытием занавеса.
«Женитьба» к числу глубинных произведений не относится, но, вспоминая спектакль-предшественник нынешнего в постановке недавно ушедшего от нас Романа Козака, понимаешь, что пьеса, несмотря на свою нарочитость, не столь поверхностна. И на фоне острокомедийных типажей А.Калягина. С.Юрского, В.Невинного, И.Золотовицкого был образ Подколесина в исполнении В.Гвоздицкого, вызывающий более мысль, чем смех.
Режиссер Игорь Золотовицкий скорее известный как актер, сделал ставку на яркие работы коллег, на антураж спектакля, словом, на форму, а содержание ограничилось гоголевским текстом, приправленным народными присказками. Именно первоначальным текстом, а не режиссерским прочтением. Роль Подколесина исполняет Станислав Дужников, более походящий на советского отличника производства, чем на надворного советника. Агафью Тихоновну исполняет Ирина Пегова (в очередь с ней Светлана Колпакова). Пара не случайная, подобранная также во имя и по форме. Спектакль открывается появлением двух героев в ночных рубашках, что вызывает хохот зала. Если отбросить внешние эффекты, что-то определенное об игре двух персонажей сказать нельзя: оба нелепы, анекдотичны, несуразны. Знаменитый монолог Агафьи Тихоновны, томящейся от неизбежного выбора одного суженого, лишен какого-либо очарования, растянут, напичкан придыханиями и ненужными вздохами. Эти наработанные приемы, эксплуатируемые из роли в роль и доведенные здесь, в комедии, до гипертрофированных масштабов, не позволили И. Пеговой сыграть обаятельную дурочку (как хотел режиссер), но и не приблизили к более глубокому прочтению образа (как, вероятно, хотелось актрисе).
Борису Плотникову в роли моряка Жевакина это, напротив, удалось. Он сделал невозможное (для рамок спектакля): сумел соединить стиль комедии в сценах с другими персонажами и одновременно предстал как драматический герой, обращающий в зал монолог о своих безуспешных попытках устроить жизнь. Его коллега по роли Виталий Хаев имеет не меньший успех у публики. Он органичен и искрометен в этой возрастной для него роли.
Еще один претендент на руку невесты — перезревшей ягодки – отставной офицер Анучкин – Павел Ващилин (второй исполнитель – Валерий Трошин). При первом появлении П.Ващилина, думаешь, ну чем не жених. Статен, изящен, мил. Это потом откроются подробности неполученного образования, угловатость и нерешительность. Но это у персонажа, а актер с отведенной ролью справился вполне. Как и его коллега Сергей Беляев, который и в спектакле спел и с ролью спелся. Пьеса – бенефисная, поэтому каждому есть, что сыграть: и тетке невесты (О.Барнет) и даже горничной Дуняше (М.Сокова). Правда, свахи в спектакле не удались, остались колоритными только в костюмном плане (Е.Добровольская, М.Шульц).
Центром спектакля стал специально приглашенный на роль Кочкарева, деятельного друга Подколесина, Юрий Стоянов. Он, все взяв в свои руки, всех построив и перетасовав, господствует на сцене. Играет сочно, ярко, безукоризненно. Вне рамок талантливого «Городка», которым некоторые попрекают актера, стараясь, кстати, при этом не пропустить очередной выпуск. Юрий Стоянов на сцене МХТ не комик, не эстрадник, но актер высокого класса, не боящийся спуститься в публику. Вот, кто лишен нарочитости, даже со скидкой на жанр преувеличенности и фарса. Он – умелый кукловод, на протяжении почти трех часов тянущий этот кукольный домик и его обитателей к финалу. Если И.Золотовицкий режиссер спектакля за сценой, то на сцене таким режиссером является Ю.Стоянов. Путь был ярким, бурным, но тихий финал всепрощения, если не зачеркнул, то уж точно подпортил разыгравшуюся было комедию. Вдруг в спектакле легкого жанра возникли категории праведного гнева и христианского прощения, а на небесном фоне появилась стая голубей. То ли кто-то справил за сценой свадебку, то ли открылся неизвестный финал гоголевской комедии, но зрители и те, кто читали, и те, кому пока не довелось, так ничего и не поняли: не получилось увязать побег жениха со свадебными колоколами. Впрочем, актеры быстро вышли на поклон, и возникший было вопрос устранился сам собой, попросту забылся под шум аплодисментов.
«Женитьба» в МХТ — спектакль, на который театр возлагает надежды. Он дорог театру и зрителю в прямом смысле и, вероятно, скоро окупится. Впрочем, он в любом случае рассчитан надолго, так сказать на многократное применение. Его стоит рекомендовать гостям столицы и командировочным, желающим посетить главный российский театр. Они не будут разочарованы – все красиво, добротно, понятно. Его посетят школьники и напишут сочинение по программной пьесе Н.В.Гоголя. Особенно хорошо сцены из спектакля будут смотреться на фотографиях. Потом декорации и костюмы отправят в музей, а в портфолио занятых в спектакле актеров появится новая строчка, весьма достойная. Спектакль отправится в архив, но не войдет в историю.
Журнал «Наш фильм» http://www.nashfilm.ru/plays/4771.html