«С наступающим…»: снежный лифт
28 декабря, 2010 Театр
«Все сегодня легко, свежо…», — эта строчка из Давида Самойлова могла бы стать эпиграфом к новому, новогоднему спектаклю театра «Современник». Он, действительно, «смехом сыпучим жжет». Пьеса «С наступающим…», сочиненная и поставленная Родионом Овчинниковым, оказалась и для театра, и для зрителей бодрящим глотком морозного воздуха: свежим и колким.
Два главных героя – Кирилл Цандер (Леонид Ярмольник) и Михаил Громов (Сергей Гармаш). Найдите 10 отличий. Вот и спектакль построен на противопоставлениях: еврей и русский, успешный и неприкаянный, либерал и коммунист, острящий и заостренный. «Они сошлись», оказались «не столь различны меж собой» и понеслось. Завертелась вьюга воспоминаний, откровений, разговоров с собой, друг с другом, по телефону, с соседями и прохожими. Остановка на полпути – им по 50, в рюмках — столько же. Пора подводить итоги. Года и лет.
Вопросов для повестки дня не счесть – национальный, политический, исторический, культурный, остро и просто социальный и т.д. и т.п. и много др. Ну и про любовь. Недаром спектакль с многоточием. В общем, все то, о чем мы говорим на кухне каждый вечер, тем же языком, порой с той же болью – все в концентрированном виде собрано здесь. Как на лифте, а действия происходит на лестничной клетке, поднимается один вопрос за другим, и на каждый два ответа. А когда к паре «безродных» присоединяется «его сиятельство» Бельский (Николай Попков), потомок и продолжатель и прочая, и прочая, история приобретает характер классовой борьбы. Ну, или просто борьбы. И достанется всем: и властям, и подвластным, «звездам» нынешним, равняющих себя с метеорами прошлого, и ТВ, и тем, кто в нем, и даже театральным критикам.
Не раскрывая подробностей и сюжетных поворотов, можно с уверенностью утверждать, что со временем спектакль разойдется на цитаты. Автор и сам не побоялся цитат, но на них хочется указать, а не ткнуть, как это часто бывает. Человек(Александр Кахун), так обозначен этот герой, до боли напоминает Евгения Евстигнеева в «Старом Новом годе», а пара молодых бранящихся влюбленных отсылает к «Иронии судьбы», а атмосфера в целом к «Осеннему марафону».
Помимо звучных аплодисментов, сопровождающих действие, спектакль наполнен дивной музыкой – альт, фортепиано и саксофон – Юрий Башмет, Денис Мацуев, Игорь Бутман. Такая музыка не может быть фоном, под нее молчат или читают стихи, как это делает Сергей Гармаш, полушепотом произнося строчки из Арсения Тарковского. Лирический, а не народный герой – здесь Гармаш как никогда на своем месте, неоднотонен,
Сцена обрела блудного сына Леонида Ярмольника, доказавшего, что годы сценического простоя не повлияли на проф. пригодность. Ярмольник на сцене азартен, пластичен, легок. Играет ему понятное, близкое: успешного, на поверхности, шоумена, — играет не поверхностно. И ощутимое волнение премьеры тает сцена за сценой, смех за смехом.
Этот спектакль, безусловно, будет кассовым для театра, но не надо ярлыков. Коммерческая успешность сопровождает сегодня столь полярные начинания, что диву даешься, насколько различны вкусы людей, объединенных словом «публика». В программе спектакль именуется деловым словом «проект», но это для конспирации. «С наступающим…» — настоящее творение, а не поделка. Нет здесь режиссерских экзерсисов и шифрований, все просто. Не простецки, а именно просто. По-людски. Зритель отвык от театрального диалога на равных. Сцена ведь приподнята и часто служит кафедрой, с которой поучают, обличают, стыдят. Свысока да о высоком. Создатели спектакля заговорили со зрителем на его языке, в его манере о близком, волнующем и понятном. Спектакль «Дзиринкися» А. Галина, идущий на этой же сцене, задал этот «гуманистический» (а в чем-то и гуманитарный), ориентированный на человека, курс. «С наступающим…» о поколении тех, кто постарше. Язык здесь точен, ведь автор говорит (как пишет) о том, что знает, прожил и видит сам. И сделан спектакль, несмотря на всю его легкость и кажущуюся простоту, отнюдь не легковесным, не пустословным. Здесь шуткуют, хохмят, а не веселят. А хохма, как известно, — мудрость. В общем, — про жизнь. И как итог, не смотря ни на что, – «За жизнь!»
«С наступающим…» — это новогодняя сказка, хотя ничего фантасмагорического в ней нет. Чего только не бывает под Новый год?! В нашей жизни будни по уровню чудес и чудачеств не уступают праздникам. От того спектакль всесезонен. Сыгранный под конец года нынешнего, он стал прекрасным началом года грядущего. И для зрителей, и для театра. Это и много обещает, и заставляет многое вспомнить. Не только свое собственное «тогда», но и то время, когда билет в «Современник» на любой спектакль невозможно было достать. Курс положен правильный.
Вот еще что. Публика, принявшая спектакль нескрываемо тепло и покидающая зал в умиротворенном настроении, не уставшая от дикого хохота, но очарованная словом и игрой, заметно сникает, выходя на бульвар. Спектакль о дне сегодняшнем, о людях, которым еще рано только вспоминать, но уже есть, что вспомнить, заронил щемящую грустинку. Значит, дотронулся до сердца. И пришелся по сердцу.
Журнал «Наш фильм» http://www.sovremennik.ru/play/about.asp?id=56&id1=56_1