«Кумир» для кумиров
21 ноября, 2011 Театр
Олег Табаков часто отмечает, что актерство – зона повышенного риска. Бессмертный вопрос Вадима Жука «А что артист несет домой?» и поныне остается без ответа. Труд актера нематериален, так же нематериально и его вознаграждение: аплодисменты, восхищенные крики «Браво!», если повезет, цветы. Люди искусства должны быть далеки от денег – этот несправедливый стереотип зачастую приводит к тому, что всенародно любимые артисты живут в условиях далеких даже от бутафорской роскоши. Отзвуки аплодисментов и письма восторженных зрителей – только с этим наедине, порой, остаются легенды театра и кино. Строчка А.С.Пушкина «Кумир с простертою рукою» в веке XXI обрела буквальное выражение От того премия «Кумир», вручаемая вот уже в девятый раз – событие не только культурного масштаба, но и гуманитарное.
«Надо господа дело делать», — кажется, именно эта фраза и объединила людей театра с людьми любящими театр. Премия, учрежденная четырнадцать лет назад московским предпринимателем Михаилом Николаевым и драматургом Эмилем Брагинским с целью оказания помощи талантливым российским актерам, стала одной из самых престижных наград. В этом году церемония состоялась в день рождения покойного Эмиля Вениаминовича, о чем напомнил собравшимся бессменный председатель премии, кумир Алексей Баталов. «Кумир» — премия не сиюминутная, но свято чтящая и помнящая всех ушедших не поверженных кумиров.
Отличительная черта и уникальность премии в том, что ее жюри – зрители, которые голосуют за предложенных экспертным советом номинантов. Это не пристрастные критики, не коллеги по цеху и не государственные комиссии. Австрийский писатель Карл Краус как-то сказал, что «Единственное искусство, о котором может судить публика, это искусство театра. Отдельный зритель, и уж особенно критик, несет чепуху, но все вместе правы». Премия «Кумир», список лауреатов которой, весь цвет российского театра последних лет доказала, что зрители не ошибаются.
В этом году церемония награждения проходила в ГУМе, и это не случайно. Вечер открыл видеофильм о Москве нынешней и минувшей. Собравшийся в зале узкий круг широко известных деятелей театра и кино в едином порыве аплодировал «той Москве, которой нет почти/ И от которой лишь осталось чувство», чему отчасти и способствовала советская стилизация Главного универсального магазина. Фуршет после премии проходил в Столовой №57, где лауреаты и участники церемонии отведали котлеты по-киевски, селедочку под шубой и предновогодний оливье. Церемония была и торжественной и, что бывает крайне редко, душевной.
Вечер вели московские экскурсоводы. Один (Эдуард Радзюкевич) по Москве деловой, другая (Галина Данилова) по Москве театральной. Это понятно, ведь «Кумир» — это дар меценатов любимому искусству. Путешествие получилось увлекательным и ностальгическим. Ведущим ассистировали Вера Холодная, Савва Морозов, Мария Ермолова и сам Владимир Владимирович. Маяковский, разумеется. Другой Владимир Владимирович на церемонию прийти не смог объявили ведущие, имея ввиду Набокова. Конечно же, кумиров (без всяких кавычек) поздравили корифеи – К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко. Актеры чествуют актеров и это не только символично, но и уморительно. Давно известно, что «Кумир» без выдумок и сюрпризов не обходится.
Например, Богдану Ступке, награжденному за высокое служение искусству вновь пришлось примерить на себя образ Тевье-молочника, ведь премию ему вручали его «дочери» во главе с Годл (Анной Ардовой) и Хавой (Евдокией Германовой). Богдан Сильвестрович не растерялся, поприветствовал публику «Шалом! Зай гезунд!» и предложил за одно с наградой отметить и встречу субботы. Олег Табаков, получивший премию в той же номинации, отметил как важно, что премия «Кумир» выше всяких политических игр, и жюри ничто не помешало наградить гражданина незалежной Украины.
В номинации лучшая мужская роль в кино победил Михаил Ефремов, сыгравший среднего чиновника с большим сердцем в нашумевшей кинокартине «Какраки». Награды за лучшую женскую роль удостоилась Ирина Розанова за роль жизнерадостной, несмотря ни на какие тяготы бюджетного существования, музейщицы из маленького городка в фильме «Два дня».
Лучшей театральной актрисой была названа Алена Бабенко за роль Ядвиги в спектакле театра Современник «Враги. История любви». Получая премию, актриса припомнила шутливые строки: «Не сотвори себе кумира! Не сотвори! Не сотвори! Не говори, что нужен миру. Не говори! Не говори! Что ты оригинальный зверь… Не верь!».
Вручая премию, Сергею Маковецкому за лучшую мужскую роль в театре («Дядя Ваня» , Театр им.Е Вахтангова) Владимир Хотиненко отметил, что «Настоящих актеров мало, и, кажется, что они все в этом зале». Действительно, по лауреатам премии «Кумир» можно вести летопись отечественного театрального искусства: все ведущие актеры страны собрались в один вечер, заняв места на сцене, в зале и на экране. Эти лица — слава и гордость театра и кино, показывают, что премия с годами не обесценилась и планка ее не снижается.
Символ премии — звезда, состоящая из пяти букв, образующих слово «кумир». Звезды для звезд. Не тех, что появляются на обложках глянцевых журналов чаще, чем на сцене. Не тех, чья биография известней, чем фильмография. Не тех, кто грезит о звездной болезни. «Кумир» — премия для загоревшихся на небосклоне звезд, сгорающих каждый вечер на сцене и оставляющих яркий след за собой.
«Комсомольская правда» http://kp.ru/daily/25790.5/2773248/