«Мастер и Маргарита»: черт знает что
22 ноября, 2011 Театр
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы… Тьма тоннеля, лязг металла, отблески света. Но не поезд движется навстречу зрителям, а человек, тянущий железную кровать. Пружины ее целы, а нервы человека расшатаны, потому что не железные. Он сам поставил на себе крест, взвалил его и несет. В гору не идет, кругом Голгофа.
Спектакль «Мастер и Маргарита» вроде бы и «датский» — поставлен к 120-летнему юбилею М.А. Булгакова, — но не рядовой и не парадный. О театральном романе автора с МХТ много написано, рассказано, снято. «Белая гвардия» (минувшая и нынешняя) стала символом МХТ наряду с чеховской «Чайкой», «Зойкина квартира» — в планах, а инсценировка «закатного романа» появилась на сцене только сейчас. Всему свое время…
Гениальное — на все времена или вне времени. Но приглашенный для этого спектакля венгерский режиссер Янош Сас точно уловил, что в романе, где прошлое и настоящее перечеркивают будущее, время – величина непостоянная. Мастер и Маргарита стали героями Москвы сегодняшней, но это путешествие во времени безболезненно и для текста, да и подтекста тоже.
Сцена, одета в металл и высвечена холодным светом. Атмосфера безликой недостроенной станции подземки, необжитой, пересадочной. Здесь сойдутся все линии, все «ветки» и возникнет то Ершалаим, великий город, то Патриаршие пруды, откуда потечет разлитым маслом история, то страшный сон, то не менее страшная явь.
Собрать героев из разных времен, пространств, миров на одной, пусть даже самой современной сцене, — эту задачу помог решить кинематографический опыт режиссера. Сцена здесь обретает форму кадра и, несмотря на то, что пространство спектакля захватывает весь зрительный зал, глаз не теряет нужный фокус. Геометрия такова, что зритель может взглянуть на происходящее с точки зрения героев – изображение от камер, снимающих то, что происходит, когда герой поворачивается к залу спиной, проецируется на экраны, обращенные в зал. А фантастическая сцена полета Маргариты – не что иное, как 5D на подмостках театра! Полная перепланировка – ни занавеса, ни четвертой стены. В этом интерактивном пространстве, напоминающем шкаф с двойным дном, даже публике отведена роль. Здесь и магия (сцены, текста, игры), и разоблачения (во всех смыслах).
Но аплодисменты многочисленным атрибутам зрелищности спектакля (художник Николай Симонов) не уступают рукоплесканьям в адрес актеров. Здесь нет компромиссов, одно не заменяет другого, и по-прежнему главным остается слово.
Говорят Бездомный (Виктор Хориняк) с Берлиозом (Игорь Золотовицкий), заговаривает их Воланд (Дмитрий Назаров), разговаривает даже кот Бегемот (Федор Лавров) и на этом фоне других, не могущих наговориться, есть двое, которым слова не нужны, которые страдают из-за слов, написанных и произнесенных – Мастер (Анатолий Белый) и Маргарита (Наташа Швец). Зал заполняется режущим гулом, но сквозь него, наперекор, Мастер читает свой роман о Понтии Пилате. Его герои на сцене вместе с автором, потому что кроме них ничего не осталось.
Анатолий Белый играет не рефлексирующего, перепуганного интеллигента. Его Мастер – человек, задыхающийся от бессмысленных фраз, встреч, лиц. Он сосредоточен, «тверд, спокоен и угрюм». Поэт перед толпой. Истерика и овладевший им страх — побочные реакции от желания стать невидимым, отгородиться, сохранить себя. Стоять особняком в маленьком Арбатском переулке или лежать в стерильной палате дома скорби и занавесить окна от вырастающих за ними вавилонских башен. Затворник с пылающим, сжигающим его изнутри сердцем — «В этих плоских краях то и хранит от фальши сердце, что скрыться негде и видно дальше…». «Некуда» — отвечает Мастер на вопрос Бездомного, почему тот не сбежит из больницы. Но не скрыться и не запереть душу от той, кто раз поняла его и угадала все то, о чем легче молчать, чем говорить.
Наташа Швец – Маргарита – тонкая, хрупкая, с ломким голосом, — более муза, чем жертва романа с Мастером. И опять палиндром – роман – на мор – и, кажется, ей не устоять, но, отказавшись от жизни в потоке, от бьющей током жизни, она обрела себя настоящую – сильную. Силы хватило на двоих. «Потеряла свою природу и заменила ее новой», побыла ведьмой на полуночном балу и осталась королевой при свете дня. Она и есть тот покой, который заслужил Мастер.
А вагон тем временем летит. Следующая станция – Ершалаим. Здесь идет словесная дуэль, где Пилат (Николай Чиндяйкин) руководствуется законом, а Га-Ноцри (Игорь Хрипунов) — тоже законом, но не здешней земли. Выигрывает ее история. И историк Воланд, приехавший посмотреть на москвичей, и убедиться, что ни здесь, ни где бы то ни было, ни царство истины и справедливости, как предсказывал странствующий проповедник, ни царство мировой воли, о котором мечтали в другом премьерном спектакле на сцене МХТ – «Чайке», не наступило. «Чего не хватишься — ничего нет».
В финале доверенное лицо Иешуа Левий Матвей (Сергей Медведев), сменив за тысячелетия обноски на стильный костюм коммивояжера (то ли служба выгодна, то ли дресс-код такой), доносит до Воланда решение по делу Мастера. Михаил Булгаков порицал и смеялся над официальным неверием, сегодня, когда большинство населения считает себя верующим, он посмеялся бы над тем же снова, ибо верят, но не веруют. Осеняют себя крестом, но, как писал другой гений, все также «грешат бесстыдно, непробудно». Все потому, что по опросам социологов, десять заповедей не у всех еще твердо уложились в памяти. Да и про Воланда у нас знают меньше, чем про Волан-де-Морта. И выходит так, что прежний атеизм, честнее нынешнего всеобщего воцерковления («паденье грешника снова в веру»). Об этом «Мастер и Маргарита» сегодня. Или, говоря с надеждой, — не без этого.
Металлический блеск панели сцены отражает зрительный зал. На экране «М» оборачивается «W». Перевернутый мир. Зазеркалье. Москву с Wonderlandом уже попытался скрестить режиссер Константин Богомолов в своем спектакле по довлатовскому «Заповеднику». Режиссер Янош Сас продемонстрировал, что все давно уже вверх дном и время Мастеров прошло, все хотят в Воланды. Заданная режиссером игра в перевертыши приводит к тому, что истинный Воланд – дна лов – собирает со дна попавшихся на пути добрых людей отнюдь не перлы души. Дьявольски обаятельный Коровьев (Михаил Трухин), зловредный Бегемот (Федор Лавров), зловещий (хотя каким ему еще быть) Азазелло (Игнатий Акрачков), чертовски привлекательная Гелла (Мария Зорина), — верная свита Профессора закружит Москву в ритме знойного танго. И в один миг (и на миг) разрешатся все вечные вопросы – квартирный, финансовый, вещевой. И долго будет вспоминать милейший Степа Лиходеев (Павел Ващилин) свою внезапную поездку в Ялту (зритель увидит все перемещения, не покидая своего места), а бескорыстный наследник Поплавский (Владимир Тимофеев) свое путешествие из Киева через Москву в тартарары.
«Мастер и Маргарита» Яноша Саса – без сомнения, спектакль-событие. Не только по масштабу постановки, но и, прежде всего, по степени таланта и выдумки режиссера и всей команды спектакля. Внешнее здесь не подменяет внутреннее, а сценические примочки не убивают камерность и исповедальность истории. Янош Сас сумел роман о москвичах прошлого рассказать москвичам из настоящего. Разница между столицей той и этой, вечно спешащей, жующей, оглушающей — лишь в том, что она простерлась и вторглась в подземелье: метро – символ города. Метро как образ жизни истолковал «иностранный консультант»-режиссер спектакля. По рельсам идет Мастер, словно желая попасть под поезд, на рельсе балансирует Маргарита, загадывая: упадет — не упадет. По рельсам летит вагон с гостями Воланда. Только скрежет и электрический свет кругом.
Безжизненный белый сменяется зловещим красным. Этот свет ничего не освещает. «Тьму, пришедшую» нарушает только пожар на экране. Пожары, катастрофы, аварии, — вот к чему приехал поезд, вот, что значил тот яркий свет в конце тоннеля. Печка и та была не для обогрева, для сожжения. Оказалось, что только рукописи не горят. Поздно кричать: «Остановите, вагоновожатый. Остановите сейчас вагон! Поздно…». Пропал город за спиной Воланда. Город, покинутый Мастером и Маргаритой. Город, заслуживший искусственный свет.
«Комсомольская правда» http://www.kp.ru/daily/25749/2736009/