Театр под вопросом
13 февраля, 2012 Театр
Театру быть! Но как? В этом пытались разобраться в Союзе театральных деятелей.
Некоторое время назад на Винзаводе состоялась дискуссия под названием «Московский театр: Что нам со всем этим делать?», породившая бурные обсуждения в театральном интернет-сообществе. Союз театральных деятелей не остался в стороне и решил продолжить разговор в рамках открытой встречи «Театральная жизнь Москвы: что не так?». Среди приглашенных к разговору были Александр Архангельский, Борис Любимов, Геннадий Дадамян, Анатолий Смелянский, Евгений Каменькович, Сергей Женовач, Александр Галибин, Марат Гацалов и др..
Синий зал СТД не смог вместить всех желающих высказаться по наболевшим проблемам московских театров. Лихорадка театральных скандалов прошлого года заставила все общество (зрителей) обратить внимание на то, что не ладно что-то в театральном королевстве, это, впрочем, не удивительно, ведь «театр – зеркало нашей жизни». Театральные проблемы оказались не узкоспециальными, потому на встречу были приглашены не только деятели театра, но историки, социологи и журналисты.
Сергей Кара- Мурза напомнил присутствующим о тенденции к игроизации общества. Все мы, следуя заветам Великого барда «не одну играем роль», а потому проблемы театрального сообщества – это симптом проблем в социуме. Да и сама разобщенность общества, в котором есть интеллигенты, но не нет интеллигенции, есть рабочие, но нет рабочего класса ставит под вопрос существование театрального сообщества как такового, — заметил ученый. Отсутствие единых и ясно сформулированных целей, задач и потребностей театрального искусства – вот один из неутешительных выводов дискуссии. Режиссер Клим сказал, что традиционным определением театра является «террариум единомышленников». Можно сменить террариум на рай, но главным все равно остается единомыслие, — заметил режиссер.
Разумеется, множество проблем искусства, лежащего в области нематериальной, связано как раз с материальными ресурсами, а по сему шквал вопросов был адресован Сергею Капкову – главе департамента культуры г. Москвы — недостаточное финансирование, отсутствие свободных площадок, перевод артистов на контрактную систему и отсутствие на законодательном уровне социальных гарантий для людей театра (особенно пожилых). Сергей Капков принял во внимание все выступления и предложения участников дискуссии, предупредив, однако, что не стоит надеяться на то, что финансирование культуры в нашей стране будет увеличено. Театры, которые, за редким исключением, являются убыточными, должны научиться эффективно расходовать поступающие от государства средства. Статистика, приведенная главой департамента культуры, вызвала почти мхатовскую паузу: в Москве существует 317 (!) театров, из них 15 – федеральных и 88 – относящихся к Москве. В департаменте подсчитали, что например, на купленный билет в большой репертуарный театр государство доплачивает театру 8000 рублей…
Говорили и о необходимости закона о театре, создании информационно-поисковой системы, которая обеспечила бы режиссерам удобный поиск артистов (вместо устаревшей и неэффективной театральной биржи), о проблеме отношений между директором и режиссером и о вечном споре «отцов и детей» на театральных подмостках. Парадоксально, но Сергей Капков единственный, кто в своем выступлении вспомнил о зрителях. Нужно думать не только о том, что уходит театральное поколение, но и о том, почему зритель уходит из театра, — заметил он.
Александр Калягин (председатель СТД), напомнив собравшимся цитату из пьесы «Смерть Тарелкина»: «Едва заслышит он, бывало, шум совершающегося преобразования или треск от ломки совершенствования, как он уже тут и кричит: вперед!!», предупредил об осмотрительности в желании резких и коренных реформ. Главное, чтобы консерватизм в решении проблем не привел к их консервации. Впрочем, открытость и дух перемен в здании СТД на Страстном заставляет верить, что «работа адовая будет сделана и делается уже».
«Комсомольская правда» http://kp.ru/daily/25832/2807540/