Спектакли, как и людей, встречают по одежке
24 февраля, 2012 Театр
Даже если вы не заядлый театрал, вы уж точно не упустите возможность посмотреть около ста спектаклей за один день. Невозможное возможно на выставке «Итоги сезона 2010/2011», проходящей в МГВЗ «Новый Манеж».
Итоги театрального сезона подводят обыкновенно в начале сезона огородного. У сценографов, художников по костюмам и театральных декораторов иной график. Вот уже 48 лет как Союз театральных деятелей при поддержке департамента культуры Москвы организует итоговый смотр работ театральных художников. Трудно припомнить аналогичный выставочный проект-долгожитель. В последние годы «Итоги сезона» из узко театрального мероприятия превратилось в обязательное для посещения место для всех, кому небезразличен театр. Инсталляции и макеты, интерактивные артобъекты, эскизы и фотографии, — все это предстает вниманию зрителей. Именно зрителей, ведь перед нами работы тех, кто творит эстетику спектакля, тех, кто радует глаз и будоражит мысль. Впрочем, бывают и сюрпризы. Художники спектакля «Горбунов и Горчаков» театра «Современник» Александра Дашевская, Валентина Останкович, Филипп Виноградов
подошли к созданию макета креативно: зрителям предложено было прослушать идеи оформления спектакля, а макета увидеть так и не довелось. Можно быть уверенным, что заинтригованная публика пожелает оценить все тонкости декораций, посетив спектакль.
«Итоги сезона» — это еще и место встречи. В одном пространстве соседствуют работы выдающихся мастеров и художников, делающих первые шаги (вернее эскизы) на театральных подмостках. Центром внимания стали декорации выдающегося сценографа Сергея Бархина, представившего макеты декораций к спектаклям «Гедда Габлер» (Александринский театр), «Записки сумасшедшего» (ТЮЗ) и «Будденброки» (РАМТ). Неподалеку от работ мэтра разместились сложносочиненные, продуманные до мелочей, «говорящие» декорации Тимофея Рябушинского к спектаклю «Любовь. Письма» театра им. А.С. Пушкина. В стеллаже, обрамляющем миниатюрную сцену, поместилась вся жизнь героев спектакля на двоих (Веры Алентовой и Владимира Меньшова). Левая сторона мужская – с кубками и наградами, строгими костюмами и книгами. На женской половине царит творческий беспорядок с косметикой, красками, балетной пачкой и бутылками. Кажется, и слова не нужны.
«Иных уж нет..», но на выставке нашлось место как работам ушедших от нас художников, так и прожившим всего один сезон, но оставившим яркий след, спектаклям. Так посетители смогут увидеть последние работы рано ушедшего сценографа Юрия Гальперина: «Дядюшкин сон» в Рижском Русском театре им. Чехова и «Канун» в Омском академическом театре драмы. Снятая с репертуара, потрясшая Москву «Турандот» Константина Богомолова в эскизах Ларисы Ломакиной также напомнила о себе: траурное, эшафотное оформление спектакля получило дополнительный подтекст.
«Итоги сезона 2010/2011» будут подводить до 26 февраля, а рассмотреть декорации и костюмы в полный рост зрители смогут, посетив спектакль, понравившийся «на первый взгляд», ведь спектакли, почти как люди, их встречают «по одёжке», по декорациям.
«Комсомольская правда» http://kp.ru/daily/25836/2810077/?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter