«Молодым в СТД у нас дорога…»
27 апреля, 2012 Театр
День солидарности молодежи театральные деятели отметили особо: в СТД РФ создана новая структура – Молодежный совет.
Веха всеобщих реструктуризаций, модернизаций, слияний и поглощений не могла не затронуть и профессиональные сообщества. И, конечно, театральное, — ведь театр претендует на не кривое отражение действительности. Вот и старейшая общественная организация – Союз театральных деятелей (СТД) – включил в свою устоявшуюся структуру новый орган – Молодежный Совет. В совет вошли представители самых разных театральных профессий от режиссеров и актеров до сценографов, критиков и театральных менеджеров. Широк спектр профессий, широка и география, все ж таки СТД один на всю Россию, широк и диапазон «молодежности»: «20-30-40 лет», — таков ценз, обозначенный Александром Калягиным, несколько месяцев назад обратившимся с посланием к театральной молодежи.
Действительно, в СТД не скрывают, что средний возраст члена этого творческого союза близок к пенсионному. Молодежный Совет призван омолодить, придать свежий, бодрый импульс старейшей, но не устаревающей творческой структуре. Уже на начальной стадии, в формате открытой дискуссии, стало ясно, что ярлык «молодо-зелено» к новому Совету не прирастет. Члены Совета делились опытом и спорили по самым разным насущным проблемам своих театров и театральной политики регионов. Начинали с частностей, которые в ходе дискуссий оказались симптоматичными не только для людей театра, но и для миллионов других «бюджетников». СТД два века назад родился как «Общество взаимного вспоможения русских артистов», с тех пор необходимость в помощи не словом, но делом не исчезла. Вот и Молодежный Совет стал не просто совещательной единицей, но органом с правом голоса, в чем заверили всех его членов руководители Совета, директор Государственного института искусствознания, лауреат «ТЭФИ» Дмитрий Трубочкин и руководитель форума-лаборатории «Новая театральная реальность» Дмитрий Мозговой. Впрочем, сомневаться в этом не приходится: секретари Совета брали на карандаш все, даже вскользь мелькнувшие в ходе разговора инициативы, а во время круглых столов велась видеозапись, дабы не упустить идей и мнений каждого участника дискуссии.
Из около 300 заявок было выбрано 22. Этот костяк и был приглашен на расширенное заседание Молодежного Совета (совпавшего в дате с расширенным заседанием Госсовета), проведенного в рамках форума-лаборатории «Новая театральная реальность». В течение двух дней члены Совета смогли не только познакомиться друг с другом, но посетить массу прелюбопытных мероприятий. Насыщенный график включал тренинги и мастер-классы для актеров и режиссеров, дискуссии и круглые столы для критиков и продюсеров, выставку молодых художников и сценографов и, конечно же, ежевечерние показы спектаклей с непременным обсуждением до и после. Работы, представленные на суд широкой публики, объединенные темой и задором молодости, оказались весьма достойными. Как минимум, многообещающими.
Форум «Новая театральная реальность», несмотря на незрелый возраст (проводится во второй раз), успел завоевать внимание публики, собравшейся в Театральном центре «На Страстном», в последнее время ставшего центральной площадкой для ярких театральных экспериментов и смелых креативных проектов. Молодым режиссерам, актерам и сценографам было предложено разработать проект спектакля на основе одной из современных пьес (также молодых авторов). Генераторами лучших идей в этом году стали творческие группы из Перми, Стерлитамака, Ярославля, Краснодара и Москвы; именно они были приглашены для работы в формате театральной резиденции в Звенигород, а оттуда с воплощенными в жизнь идеями в Москву. Любопытно, но в этом году форум обрел дух здоровой конкуренции: несколько команд выбрали одинаковые для постановки пьесы. Сравнения избежать не удалось, и это прекрасно, ведь иные спектакли не выдерживают ни сравнения, ни критики.
Лаборатория «Новая театральная реальность» стала важным опытом не только для ее участников, получивших возможность поработать в новом формате, с новой, не обросшей шаблонами и штампами драматургией, но и для зрителей, зачастую опасающихся «новых форм» и тревожащихся при слове «эксперимент». «Новая театральная реальность» стала площадкой свободной от предрассудков, догм и моды. Здесь даже надпись на афишах «вход свободный» обрела новый смысл.
«Комсомольская правда» http://kp.ru/daily/25875/2839350/