Брачные игры
19 июня, 2012 Театр
«Работается плохо. Хочется влюбиться, или жениться, или полетать на воздушном шаре…», — эта чеховская фраза очень популярна в Интернете. Поколение 2.0, получившее сей числовой ярлык по названию платформы для сетевого общения, умиляется написанному более ста лет назад. Поколение, уже прозванное потерянным, а, вернее, пойманным в социальные сети и заплутавшим в них, не торопится штабелировать классиков. На несовременные, но навеки своевременные мысли и заметки оптимистичная генерация реагирует «лайками» и «смайликами». А ненароком, сменив виртуальное пространство на театральное (тоже, в общем-то, выдуманное), по старинке, аплодисментами. Спектакль «Брак 2.0 (1-ая и 2-ая версии)» поведал узникам соцсетей об узах Гименея на новый и старый лады.
Под заковыристым названием спектакля, в духе моды на инновации и модернизации, укрылись рассказы и водевили А.П. Чехова, «мелочишки» Антоши Чехонте. Четыре юморески, объединенные главной темой всех времен и народов, нет не любви, — брака. «Не про тот брак, который бракуют, а про тот, который на простонародном языке законным называется», — вторя А.Н.Островскому, играют артисты «Табакерки» чеховские миниатюры.
Спектакли, составленные из чеховских рассказов и сценок, популярны обыкновенно в студенческую актерскую пору. Тренируются на Чехонте, чтобы в будущем лучше играть Чехова. Бывают и яркие исключения вроде «Чеховских страниц» Евгения Радомысленского и Николая Александровича, собравшего легенд старого МХАТа или проекта «Чехов и Ко», экранизированного к 100-летию МХАТ. На сцене «Табакерки» актеры разных поколений обратились к Чехову не по поводу и не по случаю, без концепций и подтекстов, а просто ради смеха. Здорового, искреннего смеха, который вызывают в зале хрестоматийные и зачитанные рассказы. Тут и ничейные Воловьи Лужки, и свадебные генералы, и женихи, бегущие от кредиторов под венец, и невесты, согласные выйти замуж в рассрочку.
Созданию милого и незатейливого спектакля сопутствовал ряд сложностей. Заявленный ранее к постановке молодым режиссером спектакль «О вреде табака» не задался. Дабы старания артистов не пропали даром, на помощь был призван Александр Марин, спец по матримониальным спектаклям, поставивший театральный хит – «Сублимацию любви» с Олегом Табаковым, Мариной Зудиной и Виталием Егоровым. Собственно, Марин для «Табакерки» режиссер не приглашенный. Самый что ни на есть родной. Ученик и один из основателей театра Александр Марин довел спектакль до ума и до публики.
В названии спектакля обозначено – «1-ая и 2 –ая версии». Две части спектакля якобы разделены по эпохам. Но, думается, что подобному уточнению есть и другое объяснение. «Брак 2.0.» в «Табакерке» — брак неравный. Две половины спектакля, которые условно можно разделить на «Сватовство» и «Свадьбу», не тождественны друг другу: первая – легка и иронична, вторая – скучна и тяжеловесна (за исключением прекрасно исполненного монолога Дмитрия Бродецкого). И это похоже на правду жизни. Вроде и актеры хороши, некоторые (Яна Сексте, Алена Лаптева, Владимир Краснов) – особенно, но чеховская «Свадьба», венчающая спектакль не задалась ни по сюжету, ни по воплощению. При таком эффектном зачине, с фейерверком (в прямом смысле) и актерскими бенефисами (вот уж есть где разыграться), такой постный финал выглядит несправедливым и обидным. В первую очередь для команды спектакля. Вроде и выдумки достало (звон столового серебра и обилие посуды – удачный ход), и куража (Марианна Шульц), но вечер спектакля завершился на понижении. Дело не в воскресающей в памяти легендарной «Свадьбе» Исидора Анненского, вошедшей в мировой фонд киноискусства, все исполнители которой кумиры поколений, имена нарицательные – Раневская, Гарин, Грибов, Абдулов, Федорова, Марецкая, Мартинсон и другие. О таком сравнении неловко и помыслить, что, учитывая потенциал труппы театра, досадно
«Брак 2.0», продолжающий после «Л.Г.Синичкина» водевильные мотивы на сцене «Табакерки», вещь довольно приятная. Эти сценки из предсемейной жизни вполне годятся для семейного просмотра. В финале болтающаяся под потолком невеста будет парить над свадебным столом, превращенным в морскую ладью. «Плывет. Куда ж нам плыть?»… Разобьется ли семейная лодка о быт, или этому кораблю предстоит большое плавание, узнаем в следующем сезоне. На том же месте, в тот же час.
«Мир 24» http://mir24.tv/news/culture/5118659