«Гаврош» всем хорош
25 сентября, 2012 Театр
Ставить спектакли с участием детей – непростая задача. Артисты подтверждают, что актерская техника и опыт порой бессильны перед детской непосредственностью и неподдельностью. Играть для детей, впрочем, ничуть не проще. Как предсказать реакцию ребенка? Как захватить его внимание и поддерживать интерес на протяжении всего спектакля? И, наконец, как воспитать в дошкольнике юного зрителя? Универсального рецепта нет, но верный подход, кажется, найден организаторами фестиваля «Гаврош», вот уже шестой год подряд дарящими детям поистине уникальные спектакли мирового репертуара.
Нынешний год – перекрестный год Германии в России, потому «Гаврош» заговорил с немецким акцентом. Арт-директора фестиваля театральный критик Марина Райкина и худрук «Театриума на Серпуховке» Тереза Дурова провели колоссальную работу по отбору лучших спектаклей немецкого детского репертуара. Гастрольные спектакли дополнили и яркие премьеры московских театров. Программа получилась насыщенной и динамичной, и, как и положено спектаклям для детей, не только развлекательной, но и весьма полезной.
Немецкая программа не могла обойтись без сказок Гофмана. Theater Junge Generation из Дрездена представил на суд маленьких театралов спектакль «Щелкунчик и Мышиный король». Эта сказка на все времена обрела необычную форму, в которой слились традиционный актерский театр, танцы, музыка Шумана, Шопена и Рахманинова и интригующий театр теней. Ни детям, ни их родителям скучать не пришлось. Хрестоматийным в спектакле было только название, а сказка о волшебстве оказалась настоящим театральным чудом.
Необычную форму обрел и музыкальный детский хит «Петя и волк» Сергея Прокофьева в постановке берлинскогоTheater an der Parkaue. Эту поистине культовую сказку, пережившую множество вариаций и воплощений, включая удостоенную Grammy версию, озвученную Михаилом Горбачевым, Биллом Клинтоном и Софи Лорен, на этот раз поместили в формат музыкального триллера. Идея автора, что каждый герой имеет свой музыкальный голос и мелодию, несколько расширилась. На сцене классика, джаз, поп, рок и хип-хоп, музыка и цветомузыка слились «в гармонии прекрасной»
Зрителей со стажем, от 12 лет и старше порадовал театр Strahl спектаклем со сценами из школьной жизни под не требующим комментариев названием «Класс-Класс». Система образования и выставления оценок в России и Германии разнятся, но школьный быт и типажи оказались знакомы всем и каждому. Ботаник и заядлый хулиган, первая красавица и классный забияка – эти и многие другие типажи напомнили авторам персонажей итальянской комедии масок. Спектакль и играют в уникальных масках собственноручно изготовленных его режиссером. Уникальность спектакля в отсутствии слов, их полностью замещает пластически точная игра актеров и удивительное музыкальное сопровождение в стиле битбоксинга. Тинейджеры в курсе, а взрослым зрителям было разъяснено, что так называется искусство создания ритмов и мелодий при помощи рта. Кстати, в рамках фестиваля состоялся специальный мастер-класс по этой теме, который провел немецкий чемпион по битбоксингу. Желающим преподали уроки по развитию дыхания и пения, а также научили основам мастерства. На совершенствование навыков у юных зрителей есть, по меньшей мере, год, так как спектакль «Класс-класс» имеет в Германии свое продолжение для школьников старшего возраста. Его герои, повзрослевшая молодежь, которая сталкивается с порой недетскими проблемами жизни за стенами школы. В общем, будем надеяться, что продолжение следует, что оно на пути в Москву.
Поистине событийным стал показ спектакля Theater im Marienbad из Фрайбурга под названием «А дедушка в костюме?». В вопросительном названии спектакля скрыт вопрос, на который так и не научились отвечать родители – вопрос о смерти. Простая история о мальчике, впервые столкнувшемся со смертью дедушки содержит мощный психологический подтекст. Спектакль о переживании, преодолении и приручении боли и печали сыгран куклой, но кукольности в нем не оказалось ни капли. Об этом свидетельствует эмоциональная реакция взрослой аудитории спектакля. В рамках фестиваля была организована дискуссия на тему «Как говорить с детьми о смерти?», на которой педагоги и специалисты по детской психологии вместе с родителями юных зрителей обсуждали этот всегда болезненный вопрос.
Пожалуй, самыми неординарными спектаклями фестиваля стали творения театра Helios из Хамма, московского Театра Вкуса и Песочного театра «7BiOZ». Творить с помощью воды, песка и продуктов питания сложно, но можно, и это с честью доказали авторы столь прикладных постановок. Спектакль «H2О» открыл зрителям новые свойства воды и поведал о Чуде Жизни. Его музыкальное сопровождение, кстати, тоже было в полной мере водным: кипение чайника, капЕль, брызги и всплески. Песком по стеклу, как черным по белому, рассказали о мифах Древней Греции в спектакле «Сказочная Древность». Песочная анимация и живая музыка поистине заворожили маленьких аргонавтов. Не меньший восторг вызвал и воплотивший знаменитый девиз «Хлеба и зрелищ» спектакль «Времена». Кулинарный театр оказался вкусным для всех пяти зрительских чувств. Трогательная история о любви, сыгранная под музыку Вивальди никого не оставила равнодушным.
Помимо спектаклей хороших и разных «Гаврош» не остановился на формате смотра и обсуждений. Чрезвычайно важный социальный компонент фестиваля набрал в этом году новую силу. Презентации книг, выставок, фильмов, мастер-классы и творческие лаборатории – «Гаврош» оправдывает свое название, не боясь идти на баррикады, говоря о насущных и важных проблемах детей в современном обществе. «Маленькие детки – маленькие бедки», — гласит народная присказка, но важно, не дать «бедкам» разрастатись. Тревогой и любовью был налит уникальный проект «Детство нового героя». «Гаврош» лучше многих современных театров понимает, что зрителя нужно беречь смолоду, приобщать к театру с пеленок. В течение нескольких месяцев режиссеры и писатели интервьюировали детей в возрасте от 3 до 6, задавая им вопросы, на которые и взрослым ответить не всегда просто: об устройстве мира, о любви, о взрослении. Драматурги предлагали своим героям вместе придумать персонажей будущих пьес. Из этих интервью родился проект в жанре столь популярной сегодня «новой драмы». Эскизы спектаклей-миниатюр и фрагменты детского вербатима явно заставили взрослых призадуматься. Как всегда, «о времени и о себе». Этому же способствовал короткометражный фильм «Я хочу. Я боюсь. Я буду», также основанный на интервью детей-гостей прошлогоднего «Гавроша». Мальчишкам и девчонкам из России и Германии задавали всего три вопроса: «Чего ты хочешь? Чего ты боишься? Кем ты будешь?». Этот восьмиминутный видеоколлаж – произведение «от первого лица». В нем портреты поколений «гаврошей», хозяев завтрашнего дня, в которых отразились характеры и жизни их родителей.
Театральный фестиваль «Гаврош» вновь доказал, что театр для маленьких должен иметь высокую планку. Организаторы фестиваля ежегодно заботятся не только о внешней стороне и зрелищности спектаклей, но и о том, какую роль сыграют они в формировании внутреннего мира тех, кто, быть может, впервые переступил порог театра. Театр разных культур, стран, направлений не должен иметь границ. «Гаврош», браво шагая по Москве, их разрушает. В смысле шагая, под «браво» его юных фанатов.
«Комсомольская правда» http://bel.kp.ru/daily/25954.5/2896559/