«Гаврош»: классный театр для одноклассников
25 сентября, 2012 Театр
Год от года на театральном фестивале детских спектаклей «Гаврош» прибавляется публики. Взрослой в том числе. Секрет, вероятно, в том, что организаторы фестиваля представляют зрителям уникальную возможность познакомиться с лучшими образцами мирового детского театра. А спектакли для детей, как известно, за рубежом создаются порой с большей кропотливостью, чем для взрослых. Театры отлично понимают, что зрителя нужно рекрутировать смолоду.
«Гаврош», освоивший французский, итальянский, и шведский языки в возрасте 6 лет заговорил по-немецки. Шестой сезон фестиваля проходит в рамках перекрестного года Германии-России. И, пожалуй, это единственные рамки фестиваля. Спектакли из Берлина, Дрездена, Хамма и Фрайбурга соседствуют на фестивале с постановками для детей из Москвы, Иваново, Саратова, Ростова, Самары. Актерские, пластические, музыкальные разновидности театра соседствуют с такими экспериментальными направлениями как театр воды, песочный и кулинарный театры. Музыкальное сопровождение спектаклей — в диапазоне от Шопена и Прокофьева до джаза, рока и модного нынче битбоксинга (искусство создания музыкальных ритмов и звуков при помощи рта). В общем, «Гаврош» является универсальным и беспроигрышным ответом на извечный вопрос «Куда пойти с детьми?». Возрастной ценз фестиваля, как знаменитая книга Корнея Чуковского начинается с 2 лет. Верхняя планка, судя по великовозрастной аудитории спектаклей, не установлена.
«Гаврош» — фестиваль прежде всего театральный, но одними спектаклями дело здесь не ограничивается. Благодаря неутомимой энергии арт-директоров фестиваля Марины Райкиной и Терезы Дуровой фестивальные мероприятия, проходящие «за сценой», имеют не меньший резонанс, чем собственно спектакли. Так, например, преодолев порог театра, «Гаврош» шагнул в классы московских школ. Там, помимо «классных» во всех смыслах спектаклей со школьниками побеседовали на самые животрепещущие и актуальные темы. Не сиюминутные, новостные, а вечные и не всегда удобные. Спектакль-тренинг под обескураживающим названием «Почему Джон Леннон носит юбку?» подготовлен немецкими специалистами театра «Мариенбад» на основе психотерапевтической пьесы английского драматурга Клэр Доуи. Пьеса представляет собой открытый интерактивный диалог со школьниками, ее героиня – ровесница зрителей, фанатка «The Beatles» знает как говорить о том, о чем чаще молчат – о превратностях любви, контрацепции, сексуальной ориентации, семейных ценностях и даже ипотеке… Для раскрепощения ребят учителя на тренинги не присутствовали, не бывает ведь взросления «на оценку».
Портрет современного юного зрителя помог составить экспериментальный проект «Детство нового героя». Международная драматургическая программа «Премьера PRO» попыталась средствами новой драмы рассказать о новом поколении детей. В результате многочисленных интервью и общения с детьми драматурги, режиссеры и психологи сочинили, а точнее записали, пять современных пьес, которые и были представлены в рамках фестиваля. Пьесы для детей, но как это часто бывает, они вызвали острый интерес взрослых.
Другая важная дискуссия, приуроченная к спектаклю фестиваля «А дедушка в костюме?», была организована специально для родителей. Тема ее весьма жизненная – смерть. Как ответить ребенку на совсем недетский вопрос? Как объяснить потери близких? Герой спектакля – мальчик Бруно, переживающий смерть дедушки. Эмоции и мысли растерянного ребенка сперва отвергают неумелые объяснения взрослых, но день за днем тоска сменяется теплыми воспоминаниями, страх перед смертью побеждается примирением с жизнью. Детские психологи, педагоги и родители поделились своими мыслями и опытом разговоров на несовместимые со счастливым детством темы. Как и многие события фестиваля дискуссия была в полной мере открытой и, в противовес теме, живой.
Грустными темами и мотивами фестиваль, разумеется, не исчерпывался. На спектаклях звучал смех, а зачастую и неописуемый детский восторг, особенно в случаях, когда юные зрители становились полноправными творцами сценического действа. Спектакли не только разыгрывались на авансцене, но перехлестывались в зрительный зал. Такому абсолютному разрушению пресловутой четвертой стены и вовлеченности публики в сценическое действо театр для взрослых может только позавидовать.
Когда-то режиссер Герц Франк и оператор Юрис Подниекс представили короткометражный фильм «Старше на 10 минут», созданный без единой склейки. На нем маленький мальчик, наблюдающий за представлением кукольного театра, его лицо, переживания, волнения, радость, — диапазон эмоций бесконечен. Похожие эпизоды можно было наблюдать в дни «Гавроша», так что порой представления на сцене и реакция на них в зале были одинаково интересны взрослому глазу.
Год от года «Гаврош» набирает ход. Фестиваль поддерживают межгосударственные и отечественные учреждения культуры, благотворительные фонды, а, самое главное, родители и дети, чей интерес к новому и прекрасному не угасает . Фестиваль подошел к концу, но желание переступить порог театра у юных зрителей без сомнения останется на многие годы. А вообще, хочется пропеть фестивалю, как в той любимой с детства песне — «Лучше б он тянулся целый год!».
Телеканал МИР 24 http://mir24.tv/news/culture/5563001