«Современник»: не все, но в сборе
4 октября, 2012 Театр
Московский «Современник» открыл 57-й сезон спектаклем «Три товарища» — одним из символов театра. За день до в здании на Чистых прудах состоялся традиционный сбор труппы. Впервые за 56 лет на нем не присутствовал Игорь Кваша…
Кажется только на один этот день – сбора труппы — зрительный зал превращается в сцену, сама же Сцена закрыта. Но спектакль все же идет. Встречи, обрывки фраз, впечатления о лете и съемках, объятья и поцелуи, — все любопытно, все примечательно. Одни входят в зал торжественно и «бенефисно», другие бесшумно и скромно. Пожилые артисты театра приветствуют друг друга: «С началом Вас!». Молодые улыбаются и галдят, сохраняя с мэтрами уважительную дистанцию. Шум и суета прекращаются с приходом Галины Волчек, главной и первой Современницы.
Твердо, стоя, узнаваемым голосом худрук и хранительница театра ведет речь. Без пустословия, четко, по делу. А дел в театре хватает. «Современник» готовится к масштабному ремонту (весной 2014 года). Впрочем, административный корпус театра уже готов к переезду в здание неподалеку. Другая сцена театра будет функционировать в прежнем режиме. «А буфет? Буфет тоже переедет?» — раздался озабоченный голос.
Ремонт, который, по-Жванецкому, «нельзя закончить, — его можно только остановить», очень тревожит артистов. Руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков, однако, охладил атмосферу, заметив, что парковый сезон завершается, открывается сезон театральный. Эта преемственность выразилась в ящике мороженого из Парка им. М.Горького, который пришелся весьма кстати. Впрочем, артисты, занятые в репетициях и ближайших спектаклях, предпочли воздержаться.
Сергей Капков успокоил труппу, сориентировав ее в сроках ремонта и в площадках, на которых будет играть театр. Предположительно были названы театр Эстрады, «Новая Опера» и театр им Вл.Маяковского. Заговорили и о возможных гастролях. «Галина Борисовна давно мечтает отправиться в Америку. Через Лондон», — пошутил глава департамента.
«Современник» один из немногих театров , который пытается сохранять традиции театра-дома. В доме пополнение – у актрисы Полины Ракшиной родился сын. Отметили и юбиляров театра: завлита Евгению Кузнецову и актрису Аллу Покровскую . «Аллы нет. А кто-то из родственников есть?» — спросила Галина Борисовна. Под смех зала встал Никита Ефремов. «Возьми букет и передай бабушке», — наказала Волчек. Кстати, в планах театра – спектакль «4000 миль» по пьесе американского драматурга Эми Герцог, где главные роли исполнят Алла Покровская и Никита Ефремов.
По ходу встречи выяснилась и еще одна памятная дата: актриса Елена Миллиоти прослужила в театре 50 лет. Редкая верность ныне. Была и еще одна дата, о которой, впрочем, никто из «современников» не забыл. Нельзя о ней забывать. 1 октября исполнилось 85 лет со дня рождения Олега Николаевича Ефремова, актера, режиссера, легенды и отца-основателя. Как обычно в этот день артисты отправились на могилу режиссера. «Это не обсуждается», — заметила Галина Борисовна.
Новых работников театра представил его новый директор Владимир Бакулев. Он же сообщил артистам радостную весть – кондиционер на основной сцене починили. Так и хотелось добавить: «Не парьтесь!», ведь «современники», играющие спектакли в самый разгар лета , знают, что сцена может превратиться в пекло безо всяких декораций.
То ли спортивное прошлое директора театра сыграло свою роль, то ли боевой задор труппы, но разговор зашел о спорте. На Другой сцене театра, по просьбам трудящихся, установили стол для пинг-понга. Артур Смольянинов посетовал, что он заказывал «большой теннис», а не настольный. Директор, не растерявшись, предложил актеру играть в настольный теннис большими ракетками. Смольянинов вновь взял слово и предложил создать в «Современнике» футбольную команду. «Футболисты есть, а команды нет», — уже не в шутку пожаловался артист. «Артур, если Вы соберете команду, с департамента – поле», — обещал Сергей Капков. «Футболисты опозорили нашу страну, уж лучше теннис», — сказал свое слово Сергей Гармаш. «А давайте команду для женского футбола сформируем!», «Или фитнес-зал откроем!», «Лучше бассейн с дорожками!» — звучало из разных углов. «Дорожки обещаю», — откликнулся Владимир Бакулев, — «но без бассейна».
Восьмого октября исполнится 40 дней, как не стало Игоря Кваши. В этот день будет сыгран спектакль «А вам не хотится ль под ручку пройтиться?…», ставший последней режиссерской работой актера. В этот вечер финал будет изменен, – поэтический спектакль завершит запись, на которой свои любимые стихи читает Игорь Кваша. Галина Волчек отметила, что для нее было очень важно, что многие актеры изменили свои планы, графики съемок и поездок, чтобы вырваться на похороны артиста и учителя. Отмечены были и звонки Елены Яковлевой, формально покинувшей театр. «Это был не только акт уважения и любви к Игорю, но и большой человеческий поступок», — отметила Галина Волчек.
Несмотря на потери, настроение у артистов, постановщиков и всех тех, кто делает театр «за сценой» было приподнятое. «Планов громадье»: А.Н.Островский, Г.Э.Лессинг, А.Камю, В.Бенигсен… Впрочем, театр невозможен без интриги, а потому всех планов раскрыто не было. Занавес лишь приоткрыли. Сюрприов, обещают, здесь будет предостаточно.
В заключительной речи Галина Волчек обратилась с просьбой к артистам « Взять себя в руки». Трудно разрываться между театром и кино, трудно строить свои частные жизни, трудно не реагировать на «несимпатичную борьбу» и «нездоровую конкуренцию» в мире театра. Но, главное: «Сберечь театр!», — твердо попросила Галина Борисовна. К зрителям это тоже относится.
«Комсомольская правда» http://www.kp.ru/daily/25959/2899625/