Театр Веры Мухиной: эскиз как спектакль
18 октября, 2012 Разное, Театр
В Московском музее современного искусства открылась выставка «Театр Веры Мухиной». Эскизы и рисунки костюмов и декораций к спектаклям, большая часть которых так и не была сыграна, оказались бесценным наследием не только изобразительного искусства, но и театрального.
В истории театра и кино существует штамп – «артист одной роли». Штамп этот отравил жизнь и память многих талантливых актеров, которым не удалось эту одну злосчастную главную роль перебороть. Вера Мухина для многих несведущих по-прежнему остается автором одной скульптуры – «Рабочий и колхозница». Впрочем, одно это обеспечило ей бессмертие. Режим свергнут, а символ его не де-, а реконструируется.
Монументальные памятники, мощные фигуры, эстетика силы и мужества — справедливы для большинства работ скульптора, будь то пропитанные духом времени композиции «Хлеб» и «Плодородие», или памятник гениальному мелодисту, противнику всякой тяжеловесности П.И. Чайковскому у здания Московской Консерватории. Нет в творчестве Веры Мухиной легкости и «женского рукоделия». Стиль подстать биографии: ранняя смерть родителей, несчастные случаи, болезни, операции, ссылка мужа, аресты, многоточие бед.
Автору символов советской поры эпоха не всегда была впору. Кажется, именно театр стал на раннем этапе творчества главным отдохновением, новым амплуа. Годы 1916-1917 – период чрезвычайно важный не только для истории, но и для человека на ее фоне. Мухина до «Рабочего и колхозницы» — скульптор и художник чрезвычайно тонкий, нервный, ищущий. К заклейменной когда-то декадентской и упаднической пьесе «Роза и Крест» Александра Блока она сочиняет уникальные эскизы костюмов. В них и изящество, и рыцарская доблесть и «Сердцу закон непреложный — Радость — Страданье одно!». Отголоски путешествия по городам Италии находим в эскизах к драме Сэма Бенелли. Его произведения пользовались популярностью, в том числе и благодаря эффектному использованию деталей итальянского средневековья. Мухиной, увлекшейся эстетикой Итальянского возрождения, эти костюмы удались особенно. В них не столько платье, сколько образ, характер, нрав.
В Камерном театре Александра Таирова Вера Мухина занималась и декоративным обрамлением сцены с использованием лепки по канонам древнегреческого искусства для постановки «Фамира-Кифаред» и сценографией балета по мотивам индийского эпоса «Наль и Дамаянти». Позднее судьба сводит Мухину с театром имени Евгения Вахтангова. Художник выполнила декорации для спектакля «Электра» Софокла. На экспозиции представлен и эскиз к надгробию Евгения Вахтангова.
На выставке открывается еще одно амплуа Мухиной – модельер. Эскизы и выкройки повседневной одежды смотрятся вполне современно. Мода возвращается, и рецепт платья из платка с народным орнаментом остается вполне актуальным.
После просмотра выставки, ставшей возможной благодаря Гуманитарному проекту Ивана Полякова и Фонду культурного просвещения «Стиль Победы», и на хрестоматийный монумент, макет которого также представлен, начинаешь смотреть иначе. Монументальность и сила его вдруг смягчается парящим шарфом, скульптурную гиперболу облекает воздух, простор….
Выставка в Московском музее современного искусства не только откроет неизвестные для ценителей страницы творчества скульптора, но и представит городским обывателям всю палитру работ выдающегося мастера. «Рабочим и колхозницей», а также приписываемом Мухиной граненым стаканом творческая жизнь художника не ограничилась. На Новодевичьем кладбище на могиле Веры Мухиной и ее мужа, доктора есть две надписи: «Я сделал для людей все, что мог», а рядом женское – «И я тоже».