Гении места
В Москве открылась необычная выставка в необычном месте.
Древние верили, что у каждого места на земле есть свой добрый дух и покровитель. Его так и называли – «Гений места». Магия и притягательная аура пространства порой необъяснимы. Эти невидимые материи сотканы под влиянием истории, среды и времени. В театре это проявляется как нигде, ведь в его стенах каждый вечер трудами художников, энергией актеров и общими устремлениями всех участников спектакля рождается вечно новое «пространство в пространстве». Неудивительно, что Союз театральных деятелей открыл в своих «недрах» новое-старое место и превратил его в место действия. Место – «Боярские палаты». Действие – выставка молодых театральных художников «КЛИН».
Проект «КЛИН», несмотря на юность, имеет свою историю. Впервые представленный на суд публики в 2001 году «КЛИН 1» прошел под девизом: «Художник театра — художник пространства». Девиз этот, кажется, вполне уместным и для выставки нынешней. Последующие ежегодные выставки следовали наперекор поговорке «Клин клином вышибают». Каждый из «КЛИНьев» память по себе оставил: будь то «КЛИН 2» с его игрой со смыслами слова CLEAN – ЧИСТЫЙ, или «КЛИН 7» . вовлекший в выставочное пространство молодых кино-художников.
Единым «КЛИНом» летят ученики разных школ и мастеров: студенты и выпускники постановочных и театрально-декорационных отделений Школы-студии МХАТ, РУТИ (ГИТИС), МГАХИ им. В.И. Сурикова, МГАХУ памяти 1905 года. На выставке представлены эскизы, макеты декораций, костюмы, наброски и фантазии на бумаге на тему самых разных пьес и сюжетов драматического и музыкального театра. «КЛИН» — смотр, а не соревнование. Кажется, в его пространстве нет «лучших» и «талантливейших», так органично увязаны между собой работы его участников. Путь выставки, петляющий, полный темных углов и неожиданных поворотов (таково строптивое пространство «Боярских палат») — это не только путешествие в пространстве, но и во времени: от декораций к античным драмам до «новой драмы»; от Эллады до России; от камерного спектакля до современной оперы. Есть в этом своя интерактивность, обошедшаяся без «гаджетов» и «девайсов», созданная по-старинке головой и руками.
Название «Боярские палаты», сулящее роскошь и великолепие убранства, оказалось пространством совсем «непричесанным», подвальным на вид. Кирпичи, дыры в стенах, фрагменты проволоки, пыль времен,- все это, неожиданное и завораживающее, выглядит как очень дорогая декорация. Кажется, здесь больше археологического, чем архитектурного. Пережившее века это пространство так и оставалось бы не жилым, но благодаря молодой свежей энергии оно преобразилось и ожило. Кирпичные своды заиграли с макетами сцен, каменные впадины обжили образцы сценографии. Музейный дух был, к счастью, выветрен: никаких веревочных барьеров, табличек «руками не трогать» и строгих смотрителей. Смотрители – это зрители – гости выставки, которые в отличие от зрителей в театре имеют возможность рассмотреть декорацию со всех сторон: «с четырех сторон — хоть живот крести; / с точки зренья ворон, с пяти».
«КЛИН» под номером восемь превратил свой порядковый номер в знак бесконечности. Хочется верить, что бесконечность это и отведенный ему срок и потенциал его участников. Витиеватое пространство покорено, следующий шаг – на подмостки. «КЛИН» — всякий раз премьера и предвестник премьер одновременно. Макеты оживили каменные своды, и многие из них обретут (уже обрели) натуральную величину. Их, доросших до сцены, наполнят жизнью другие создатели спектаклей. Но главное – зрители. Их ждут.
Адрес: Страстной бульвар, 10, «Боярские палаты», 1 этаж. Отдельный вход с левого торца здания СТД. Выставка работает до 25 декабря с 14:00 до 20:00. Вход свободный.
«Комсомольская правда»