«Итоги сезона» подводят театральные художники
2 апреля, 2013 Театр
Если «Театр начинается с вешалки», то спектакль определенно — с декораций, с первого взгляда. У собравшихся в День Театра в Центре современного искусства М’АРС оказались гардеробные номерки с одной и той же цифрой «49». Но путаницы не возникло. Номерок оказался пригласительным на ежегодную выставку «Итоги сезона»,которая проводится в Москве в 49-ый раз.
Правильнее назвать «Итоги сезона» не ежегодным, а традиционным проектом Союза театральных деятелей и Департамента культуры Москвы. Для людей театра, профессионалов и любителей ( зрителей в т.ч.) давно стало традицией посещение «отчетного» для театральных художников и сценографов вернисажа. Макеты и эскизы декораций, театральные костюмы и их наброски, инсталляции и фотографии — все это несет в себе часть той магии, которая ежевечерне влечет зрителя в театральные кресла.
«Итоги сезона» объединяют мэтров и дебютантов, «волшебников» и тех, которые пока только учатся. В этом предъюбилейном для выставки году она приурочена к фестивалю «Золотая маска». Работы номинантов на премию этого года были особо отмечены на выставке. Среди них макеты Сергея Бархина, Ирэны Белоусовой, Елены Вершининой (Астрахань), Анны Викторовой (С.-Петербург), Алексея Кондратьева, Маттиаса Лангхоффа (Германия), Алексея Лобанова (Новосибирск), Валентины Останькович, Ксении Перетрухиной, Ольги Поликарповой, Павла Семченко (С.-Петербург), Анастасии Соколовой (Екатеринбург), Марии Трегубовой, Евгении Шахотько, Виктора Шилькрота, Хартмута Шоргхофера (Австрия), Ильи Эпельбаума.
Наиболее полно в этом году на выставке представлен Московский театр им. Вл. Маяковского. «Итоги сезона» отметили сразу несколько спектаклей этого театра: «Таланты и поклонники», «Господин Пунтила и его слуга Матти», «На чемоданах», «Цена», «Любовь людей». Здесь и макет (Сергей Бархин) ставшего знаменитым поворотного круга, на котором в день 90-летия театра могли прокатиться зрители, и крупная «состаренная» надпись на макете, в которую хочется верить – «Театръ Домъ». Неподалеку макет оформления Малой сцены из спектакля «Цена» (художник Владимир Арефьев). На нем – свисающие с потолка стулья, — невольный намек на то, что спектакль собирает аншлаги и свободные места стоить искать разве что на потолке. Новый старый быт и новое время проглядываются в макете к спектаклю «Любовь людей» Анастасии Бугаевой, в котором быт деревенского домишки воспроизведен с точностью до мусорного ведра, обтянутого целлофановым пакетом.
Макет Сергея Бархина к спектаклю «Гедда Габблер» также представлен на выставке. Спектакль Александринского театра также номинирован на «Золотую маску» и москвичам представилась возможность наблюдать спектакль как в полную величину, так и в миниатюре. Здесь есть к чему приглядеться: обстановка спектакля помещена между пластиковым полупрозрачным фоном и мутноватой пленкой. Под пленкой – темный промерзший дом. Его, опустевшего со смертью хозяйки, так и не обживут. Предметный ряд спектакля выстраивается в ряд логический: сухое дерево – печь – бюсты — цветы. Много цветов. Как на похоронах. Между ними и зажато действие: от конца одной жизни до финала другой.
«Итоги сезона», подводящиеся в Москве, — смотр не только столичных спектаклей. В этом году на выставке были представлены макеты из Санкт-Петербурга ( в т.ч. эскизы к нашумевшему «Лир.Комедия» Ларисы Ломакиной), Саратова, Сургута, Пензы, Екатеринбурга, Улан-Удэ, Красноярска, Одессы, Новосибирска, Архангельска и многих других городов. По декорациям любопытно отслеживать и репертуары российских театров , отличные от московской афиши. Так на выставке обнаружились макеты из Саратова (Нана Абдрашитова) и Южно- Сахалинска (Михаил Кукушкин) по пьесам финского режиссера и драматурга Мика Мюллюахо, спектаклей по которым в Москве – днем с огнем…
«Итоги сезона», несмотря на зрелый возраст, вечно молоды. Организаторы и участники выставки умеют удивлять нестандартностью и новизной. Да и зрители, как показывает, опыт проекта, удивляться не разучились.