«Васса Железнова»: в кровь
21 апреля, 2010 Театр
«Васса Железнова» в МХТ им. А.П. Чехова – премьера историческая в полном смысле слова. Во-первых, на сцене Московского Художественного эту пьесу не играли никогда. Во-вторых, дом Чехова долгое время носил имя М.Горького, и это налагает определенную ответственность на решившего обратиться к пьесам драматурга, пережившего зенит славы и сегодня оказавшегося не в почете. Спектакль примечателен и тем, что его режиссером стал Лев Эренбург, приглашенный театром из Петербурга. Художественный руководитель «НеБДТ» (Небольшого драматического театра), лауреат «Золотой маски», филолог, актер и врач он зарекомендовал себя как новатор с отнюдь не трепетным отношением к классике. Мхатовские стены под напором новизны и натурализма (в котором часто обвиняют режиссера) выстояли.
Спектакль начинается с открытия занавеса. Никаких вводных для зрителя вступлений. Полное погружение в гнетущую и безвозвратно разрушенную обстановку. Дом Железновых, богатых судовладельцев, об этом сразу говорят пароходные трубы, расставленные по сцене. От богатства – люстра, ковры, крепкий купеческий стол. За ним слабые, сломленные люди. Дымящие столбы, пароходные гудки. В финале накренившийся корабль потонет окончательно – некому править. И переплывет все богатство, годами копленное к другим, породой покрепче.
Блистательные декорации Валерия Полунского выполнены под углом, накренены. Здесь все безнадежно. Не выправить. Здесь гибнут в утробе матери. Даже крысы уже не бегут с этого обреченного судна, дохнут тут же.
А музыка звучит задорно, игриво, вольно. Не к добру. Один мотив в течение всего спектакля. Только оттенки меняются, акценты. Во множестве немых сцен спектакля музыка студии «SounDrama» заменяет текст. Не назовешь ее музыкальным сопровождением, — так часто она главенствует на сцене. Как и свет, вернее его оттенки тьмы (Дамир Исмагилов). Некого здесь осветить, нет светлых личностей. Только церковь на заднем плане куполами сверкает. А на ее фоне творят бесчинства. Но непременно крестятся. Второпях. Купола сверкают еще ярче, пока не перегорают окончательно от святости кающихся.
В спектакле Льва Эренбурга, не в укор актерам будет сказано, все то, что обычно является дополнительным, оформляющим выходит на первый план. Принижает персонажей, недостойных называться героями. И не о частностях, не о катастрофах семейного масштаба спектакль. Храповы-Железновы занимают лишь одну из кают. А сколько им подобных? И не стоило бы тревожиться, но корабль один на всех.
По степени боли за Родину спектакль Эренбурга стоит в одном ряду с «Господами Головлевыми» К.Серебренникова и «Двенадцатью картинами из жизни художника» Ю.Купера, идущими в этом же театре. Все они разные и сравнимы лишь по степени ужаса и страдания за/от истории и современности страны. А что такое боль врач Эренбург знает как никто другой. Вот и в спектакле у всех свой диагноз – алкоголизм, энурез, эпилепсия, инсульт, импотенция. Здесь все больны духом и телом. Неизлечимо. У всех слабые сосуды, сердце – кровь идет носом. Но на битье, питье и разврат сил хватает.
Здесь все на воде. Но она не очищает – не отмыть. Разврат можно только сокрыть, утопить. Отношения выясняют в ванной, парятся в бане, а потом бегут в снег, да в прорубь ныряют. Только судно на мели. Страшная, мерзкая сцена, но комментариев не требует. Дикость, варварство – все в ней. Затянута, но это ради того, чтобы каждого в зале передернуло от той мерзости, которая не вытравлена по сей день. Спектакль, конечно, о том, что было, но атмосферой – созвучен дню сегодняшнему.
Впрочем, от пьесы М.Горького здесь по большому счету осталось только название. Пьеса переделана полностью. Многое урезано, добавлено, переставлено и искажено в угоду идее режиссера. Режиссер в интервью говорил о том, что для него «важнее следовать не букве, а духу Горького». Не обманул – спектакль получился с душком, который не оставляет и после спектакля. Грязь на сцене, вокруг, повсеместно. Эстетически неприятно, но нисколько не преувеличено. Мерзко, но к просмотру обязательно. Необходимо.
Спектакль, безусловно, – событие. Он ошеломляет. И это первое впечатление от талантливых режиссерских находок, заставляет закрыть глаза на некоторые огрехи. А их хватает.
Умаления, дописывания – ко всему пора привыкнуть. Трудно найти спектакль сегодня, который можно было бы назвать сценической экранизацией, т.е. поставленный строго по тексту автора. Этого, впрочем, никто и не требует. Но все должно иметь логику. А в «Вассе Железновой» есть смысловые нестыковки. Например, всю жизнь бесстыдно воровавшая прислужница Вассы Анна (Янина Колесниченско), наушница и вообще личность до брезгливости отвратительная, вдруг после смерти благодетельницы кается, бьется в конвульсиях и, главное, возвращает награбленное. С какого перепуга? Это покаяние чуждо как персонажу пьесы М.Горького, так и тому образу, который на протяжении более двух часов создавали актриса и режиссер. Даже преувеличенная любовная линия героини Я.Колесниченко не вызывает возмущения в сравнении с этим кратким эпизодом.
Пока Анна разбрасывает награбленное, Рашель (Анастасия Скорик), наиболее приличная из всех обитателей тонущего корабля, революционерка с благородными помыслами (прибывшая секретно из-за границы, в футляре контрабаса), несчастная мать и жена без лишних сантиментов, основательно и профессионально роется в бюро свекрови. И никак не похоже, что пытается найти адрес сына, которого свекровь прятала от нее. Все куда прозаичней. На том же месте и в тот же час Прохор, брат Вассы (Эдуард Чекмазов), распутник (при этом, как выяснилось, импотент), пьяница и просто подлец бьется в эпилептическом припадке, кается и кое-как крестится. Причем совершенно искренне. Вроде как герои спохватились, опомнились, но поздно. Для такого умного и непрозрачного спектакля этот финал выглядит по-детски наивным. К чему финальные упрощения? Вилась, вилась стройная нить образов и героев, даже самые придирчивые зрители смирились с трактовками и интерпретациями. И вот в финале последними секундами спектакля стройное полотно оказалось испорчено. Это обидно.
Да и вообще, если говорить откровенно, премьерные показы продемонстрировали именно режиссерский спектакль, без ярких актерских работ. И не про кого сказать, что он лишний и выбивающийся, нет. Все одинаковы, удовлетворительны. Но ансамблем это не назовешь. Пока. Все как на весах. Есть яркий капитан Железнов (Сергей Колесников), сцены с ним воспринимаются как фильм, настолько точны жесты и мимика актера. В то же время Прохор сыгран карикатурно. Героя омолодили. Это «молодо», пока зелено, несъедобно. Талантливо сыгранная Людмила (Ксения Теплова) и совершенно неопределенная, лишенная содержания Наталья (Юлия Шарикова). Раздут образ Пятеркина, – эпизодическое лицо практически не покидает сцену. Павел Ворожцов безусловно с ролью справляется, но, несмотря на длительное присутствие и дописанные мотивы поступков героя, роли как таковой нет.
Единства действия нет. Есть отдельные сцены и этюды. Заканчивается один, начинается следующий. Много границ и нет плавного перехода. Нет даже кульминации. В наборе эпизодов есть более удачные и не совсем удавшиеся. Нет, повторюсь, пока, картины, есть картинки. Но потенциал, безусловно, присутствует. И, прежде всего у исполнительницы главной роли – Марины Голуб.
Ей трудно, тяжело. Это чувствует зал. Это этапная роль для актрисы и все это понимают. Пока есть несвойственный ей зажим, неуверенность в одиночных сценах. Не чувствуется в ней крепкая хозяйка, перед нами «человеческая женщина» со страшной судьбой. Но в моменты накала (диалог с Рошелью) все волнение проходит и перед нами Васса. Актрисе комфортней в диалоге. Она — хороша, но скоро будет неподражаема. Впрочем, и сравнивать уже не с кем. Спектакль МХАТа им. Горького по соседству с Т.Дорониной – трудно, при всем уважении к славному прошлому актрисы, назвать достойным сцены. Все, конечно, понятно и годы, (а «Вассе 42 года и кажется – моложе») и отсутствие былого спектра репертуара и желание играть. Но, как это не грустно, нужно во время уходить со сцены. И лучше под гром аплодисментов, чем под кашли полупустого зала. Из доступных к просмотру остались только фильм «Васса» с И.Чуриковой и киноверсия спектакля Малого театра с В.Пашенной и М.Жаровым. К последнему стоит стремиться.
«Васса» в МХТ сегодня названа осторожно и завлекательно — трагикомедией по мотивам… На самом деле, это в полной мере драма. Со смехом, переходящим в ужас.
Он о вырождении, о всеобщем упадке. Иллюстрация причин и картина последствий. Что было и что есть. А на вопрос о будущем и переменах режиссер отвечает дымом пароходных труб.
Журнал «Наш фильм» http://www.nashfilm.ru/plays/4534.html