Спектакль для «белых воротничков»
30 ноября, 2013 Театр
В Театре.doc проявили инициативу. Не какую-нибудь, а законодательную. Здесь в преддверие новогодних торжеств сочинили и протестировали на себе законопроект о корпоративах. Вопрос о празднествах оказался отнюдь не праздным: на повестке — как и в чем праздновать, как танцевать, что запевать и чем запивать. «Общественные слушания» прошли с успехом, зрители, воспитанные на известной киношной инструкции по проведению праздничных мероприятий, «аплодировали, аплодировали и кончили аплодировать». Идеология «Идеального корпоратива» отторжения не вызвала.
«Идеальный корпоратив» — премьера в рамках многосерийного проекта Театра.doc «Офисное б…ство». Проект с многоточием в названии подразумевает театральный сериал, отличный от сериала телевизионного прямым эфиром и по правде живым изображением. Формат поистине уникальный: каждый спектакль – отдельный эпизод вертикально-горизонтального сериала о буднях московского рекламного агентства. У спектакля есть своя видеозаставка, свой фан-клуб и даже, учитывая специфику сюжета, рекламные и музыкальные паузы. В вечера спектаклей на сцене и напротив нее «белые воротнички» — офисное большинство приходит посмотреть на «офисное братство». Впрочем, расшифровка названия остается на усмотрение публики: от серии к серии офисное бунтарство и беспутство перетекает в блаженство и беспамятство.
Спектакль можно смотреть с любой серии. Одна из них называется «Восстание хомячков». Тут бы кстати и порассуждать о том, как «канцелярские крысы» за несколько лет мутировали в «офисных хомячков», но спектакль, начинающийся с речитатива о метро, пробках и неизменно хмуром утре каждого рабочего дня моментально завладевает мыслями. В него, как в зеркало глядишься. Повествует эта серия о последних каплях терпения офисных «кулеров» и «планктона», уставших от ежедневного «рабства» с 9 до 6. Персонажи спектакля – гендир, финдир, сисадмин, маркетолог и секретарша – верно найденные типажи, знакомые всем, кого относят к категории служащих. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», могли бы повторить персонажи, мечтающие начать новую жизнь и отомстить ненавистному начальнику. Впрочем, их лексика пестрит айфонами, инстаграмами, старбаксами и френдами, словом, теперь уже классикой, но современной. Спектакль, в общем, и ориентирован на тех, кто по погоде меняет конверсы на тимберленды, на 20-30-летних карьеристов.
Офисный спектакль ни к известной театральной комедии «Офис» по пьесе Ингрид Лаузунд, ни к популярному британскому сериалу-формату «Офис» отношения не имеет. Создатели спектакля учли успешный опыт проектов «Квартета И» и «Comedy Club», и, не паразитируя на чужих находках, создали свой формат, рассчитанный на неофитов мира деловых людей, которым весьма непросто выкраивать на потеху час. Недаром же в один вечер играют две серии, на вторую позднюю – не нужно отпрашиваться с работы.
Пусть лексика здесь сиюминутная, зато проблемы — вечные. Не о политических свободах спектакль Театра.doc, известного своими неравнодушными ко дню сегодняшнему, часто злободневными и всегда остросоциальными постановками, но о свободе внутренней, сугубо частной. Когда один из собратьев по несчастью решает вырваться из офисного колеса, как тот хомячок, т.е. уволиться, то наталкивается на зависть и одновременно осуждение коллег. Офис – это современный Эльдорадо, проповедует ушлая и амбициозная секретарша-провинциалка (Анна Дерябина), тратящая рабочее время на просмотр сайтов с вакансиями. Так бы и продолжались споры сослуживцев, перемежающиеся песнями, речитативами и танцами, когда бы в их распоряжении не оказался кейс с двумя миллионами долларов, а «такие деньги чужими не бывают». Приведет эта почти детективная история к отчаянным призывам вроде: «Кто ещё хочет попробовать секретарского тела?» и «Врагу не сдается наш гордый хомяк», но, несмотря на умеренную долю нецензурного, спектакль обходится без пошлости и непотребства.
Правила просмотра сериала объявляют зрителям перед его началом: «Шутка – улыбка — хлоп-хлоп». Подобная установка скорее раздражает, нежели веселит, но… нарушить правила публике не удается: незаписанный смех озвучивает сериал как какой-нибудь плоский ситком, с той лишь разницей, что уровень диалогов здесь гораздо выше. Чего стоят одни только остроты ироничного маркетолога в исполнении Алины Ольшанской: «Если где-то что-то Слава Богу!, то значит где-то обязательно Не дай Бог!.
В премьерной серии «Идеальный корпоратив» «пунктуальные» (по пунктам законопроекта) шутки то и дело «фиксируются» чоканьем. Кульминация этого креатива по поводу корпоратива оборачивается почти тарантиновским уколом в сердце бессердечного гендира (Роман Индык), ну а финал, как и положено долгоиграющему сериалу, остается открытым. Как всегда на самом интересном месте… Придется ждать новых серий, чтобы узнать «по ком звонит скайп».