Марк Розовский: Национальная идеология — шаг к распаду России
28 декабря, 2013 Разное, Театр
Пренебрежение искусством ведет к одичанию, репертуарный театр надо беречь, а любые попытки внедрять единомыслие в России бьют по стране. В преддверие праздников Марк Розовский в интервью «МИР 24» подвел свои итоги уходящего года.
— Оскар Уайльд говорил, что «искусство совершенно бесполезно». Сегодня многие рассуждают, что искусство непременно должно чему-то учить… А что Вы думаете?
— Искусство не может исправить человека, но человек благодаря искусству может исправиться. Само искусство не должно учить, оно должно пытаться объяснить, раскрывать какие-то вещи, тайны человеческого существования. И человек, который проходит через искусство, он возвышается. Пренебрежение искусством приводит к одичанию, к бесчеловечию.
Здесь даже религия гораздо слабее, чем искусство. Церковь нередко берет на себя посредничество между человеком и Богом и начинает торговать этим, призывает к вражде, к разъединению. Оттого Дьявол становится заменителем Бога, а там, где Бога нет, там Дьявол именем Бога творит свое разрушительное действо. Ведь люди, которые пришли в Беслан с оружием, они знали, что прольют кровь, но в их мозги и души были внедрены черные мысли о том, что они попадут в рай. То есть они были отравлены.
Но если искусство, как служение высшему, осуществляет в обществе свою функцию, мы можем не беспокоиться. Я все время толкую, что культуре ничего не грозит, грозит нам, оставшимся вне культуры, потому что тогда мы будем во власти черных иллюзий.
— Сегодня все чаще говорят о гибели репертуарного театра в России. Заикаются и о гибели театра вообще. Помните, знаменитый диалог из фильма «Москва слезам не верит»? Как Вам кажется, театр обречен на бессмертие или всему свой срок?
— В стране, где есть потребность в культуре и где есть традиции репертуарной культуры, этот театр надо хранить, как сокровище. И тот, кто сейчас хочет разрушить русский репертуарный театр, совершает безответственную вещь. Другое дело, что театр должен находиться в четких взаимоотношениях с государством.
Вот сейчас я слышал после литературного собрания, на котором выступал наш президент, некоторые депутаты Госдумы дошли до того, что хотят вернуть в нашу страну единую идеологию, то бишь небезызвестную 6-ю статью. Есть и такие умники, которые говорят: «Пусть вместо коммунистической идеологии у нас будет национальная идеология», т.е. у них уже готова почва. Они хотят внедрить проект единомыслия в России и подмять под себя Конституцию.
— Единая идеология ведет к тоталитаризму.
— Совершенно верно. Любая идеологема, если она одна-единственная, ведет к этому. Я, в общем-то, из тех, кто считает, что демократия у нас – это псевдодемократия, потому что настоящая демократия не терпит фашизма и национализма. Демократия – это демократическая власть, а не демократические воздушные замки, институты, которые называют либеральными. Причем тут либерализм? Либерализм – это одно из течений русской общественной мысли, и без либерализма русская культура никогда не существовала. Кем был Пушкин? Монархист или антимонархист? Либерал? А кто были почвенники и западники? Среди почвенников были демократы, а среди западников были люди, которые нарушали какие-то демократические нормы, которые на пути к прогрессу страны допускали кровь.
— Не говоря уже о декабристах.
Конечно. Понимаете, в истории России было очень много идеологических смесей. И если кто-то хочет сделать некую выжимку и придать этому чисто националистический характер, он будет содействовать только одному – эта «национальная» идеология будет провозглашена. Представим, Конституция изменилась, и у нас национальная идеология восторжествовала. Так вот, с завтрашнего дня у нас начнется распад России, потому что люди разных наций не будут подчиняться какой-то одной национальной идеологии. Россия для русских? До свидания. А мы кто будем в этой России? Это преступная политическая близорукость и безответственность. Страна, которая, наконец, двинулась в сторону демократии, нуждается в поддержке всех демократических институтов. А у нас все решают силовики и запреты. Никто не хочет ни с кем дискутировать, спорить. Внешне что-то там соблюдается, но это до поры до времени, а потом произойдет взрыв. Это все может очень плохо кончится для России, потому что на весах Россия, многонациональная страна. Нам надо единиться, а не разобщаться.
— На сайте Вашего театра есть любопытный лозунг: «У тебя кризис? Беги в театр «У Никитских ворот». Театр лечит?
— Относитесь к этому слогану с улыбкой. Просто я верю, что когда возникает духовная связь между сценой и зрительным залом, то человек, уходящий из театра, получает некую энергию жизни от нас. Мы же отдаем себя. Актер «тратится», вся его психофизика и мозг тратятся. Мы иногда теряем в весе, заболеваем, но у нас горят глаза и мы жизнь отдаем на сцене. Это происходит каждый вечер в течение десятилетий. Так вот, если эта связь осуществляется, то только затем, чтобы люди по выходе из театра вздохнули чуть свободнее, чуть увереннее. Хотя бы на миг.
— Уже в пору поздравлять с Наступающим. Как будете отмечать Новый год? Каким был для Вас год уходящий?
— Скажу честно, самый лучший праздник для меня – скрыться куда-нибудь. Устал за год от общения. Вы будете смеяться, я как-то подсчитал, что в день в среднем общаюсь с 60-70 людьми. И так происходит не в предновогодние дни, а десятилетиями каждый день.
Этот год был для нас испытательный. Появилась новая сцена. Главный вопрос, который мы должны были решить, — вопрос заполняемости нового зала в течение года. Я понимал, что, если я начну хреново, если нас начнет лихорадить, мы в этом болоте и завязнем. Ведь театр – это страшно. Тут надо сразу брать планку и любой ценой удерживать. Мы театр без звезд, свой театр мы создавали сами год за годом. У нас очень хорошие артисты, но суть в том, чтобы не опоздать. Сейчас такое время – зазеваешься, чуть притормозишь, и это торможение становится поступательным. Вот этого я очень боялся. Буквально ночи мы не спали, что будет, как будет, придет, не придет зритель. Очень важно было стартовать. В марафоне тот, кто хочет победить, не обязательно должен первые сто метров бежать первым, но он обязан правильно стартовать и правильно распределить силы. Вот и мы так же. Этот год был потрачен на то, чтобы обжить, чтобы сделать новое помещение намоленным. Сейчас я могу сказать, что как только появился бардак на моем столе, значит все удалось.
Беседовала Эмилия Деменцова
«МИР 24» http://mir24.tv/news/society/9567251