Кошкин дом
28 июня, 2014 Кино
Единый в трех лицах во всех проектах режиссер, сценарист и продюсер Бен Стассен, в совершенстве освоивший мир Посейдона в анимационной дилогии «Шевели ластами», вышел сухим из воды. Кажется, будто созданию его нового анимационного проекта «Кот гром и заколдованный дом» предшествовало глобальное социологическое исследование. Как иначе объяснить то, что в одном мультфильме сошлись любимые публикой от мала до велика явления и персонажи на фоне бельгийского кружева сюжета и американской динамики повествования?
Первое впечатление: «Мы с вами где-то встречались?!». Ну, как же, мир анимации породил множество усато-хвостатых персонажей и удивить публику еще одним рыжим котом по меньшей мере самонадеянно. Кот Гром не претендует на яркую индивидуальность, напоминая нечто среднее между диснеевским «рыжиком» Оливером, оказавшимся на улице, и миролюбивым котом Леопольдом. Мультфильм, не тратящий ни зрительского, ни экранного времени даром, начинается без предисловий и прологов: семья, переезжающая в другой дом, оставляет котенка без дома, попросту выбрасывая его на улицу. На слезы и сожаления времени нет – одна напасть за другой в виде «берегись автомобиля» и «осторожно, злая собака» преследуют персонажа, пока он не оказывается на пороге красивого в своем запустении замка. Именно там котенок обретет имя, кров и друзей, а также неприятности и врагов. Как бы то ни было, но у Грома, появившегося в замке в непогоду, появится шанс прогреметь.
Старый фокусник Лоренцо укрыл под сводами замка разных причудливых созданий, не всегда одушевленных, но, без исключения, душевных. Обитатели замка напоминают персонажей «Истории игрушек»: есть здесь и механическая балерина, и обезьяна, бьющая в тарелки, и миньон Эдисон – предшественник персонажей «Гадкого я». Большинство игрушек здесь заводные – в прямом и переносном смыслах. В замке собраны куклы и безделушки не только разных характеров, но стран и эпох, то и дело в кадре появляется то, что знакомо не по мультфильмам, но по собственному детству. Под «искрометные» фейерверки, струи мыльных пузырей и музыкальное конфетти (от Моцарта, Вагнера и Чайковского до, под стать сюжету, волшебной музыки Рамина Джавади) поностальгировать не удастся, – ничто здесь не провисает и не зависает надолго в кадре, разве что огромный эффектный китайский огненный дракон.
Главное преимущество сценария точно выражено в его русскоязычном названии. Дело не в рифме, хотя в этой истории рифмуется очень многое: стильная анимация и колоритные персонажи, визуальное и словесное. Просто в центре внимания здесь не один только трендовый «няшный котик» («ня» японский аналог «мяу»), к нему дан еще и загадочный дом впридачу. Дом этот – не фон, но полноценный персонаж. Как и одушевленным героям, ему грозит опасность – ушлый племянник фокусника решает продать его, переселив дядюшку в дом престарелых. Дом то и дело оживает и помогает компании из старого кролика Джека, его подпевалы мышки Минни, накачивающей мускулы в мышеловке, суетливому болтуну-соседу песику Кики, да парочке влюбленных голубей под предводительством кота Грома держать оборону. Закрученные переходы замка полны таинственных предметов и диковин от коллекционных мелочей до копеечного хлама. В кадре играет каждая деталь: от музыкальной шкатулки, до колоды магических карт, сулящих Грому и ко. хлопоты и счастливый исход дела. Дело окажется в шляпе фокусника, именно в ней, а не в мешке окажется кот. От боязливого «котенка по имени Гав» до темпераментного «Кота в сапогах» пройдет путь Гром, но этот линейный сюжет не успеет наскучить публике. То и дело «кошкин дом» будут навещать потенциальные покупатели — от нуворишей до хипстеров, и эта параллельная история на тему недвижимости окажется весьма и весьма подвижной. Для дурных людей заколдованный замок обернется замком ужасов: автор короткометражки «Замок с привидениями» Бен Стассен знает, чем припугнуть персонажей.
К семейному просмотру, помимо юмора и внешних эффектов, располагает и то, что, несмотря на пестроту образов и приключений, мультфильм повествует о семье как таковой. Все здесь приемные и принимают с открытым сердцем. До некоторых сердец, правда, нужно достучаться (вроде ворчливого кролика), но это лишь дело времени. Ссоры, ревность, обиды – не без этого, но семья – сила, с которой не справиться ни одному бульдозеру. Сюжет мультфильма прост, как просты его истины: о единстве непохожих, о взлетах и падениях (речь не только о 3D) и о том, что делать добро нужно не в значении «наживать имущество». После зрелищного мультфильма вдруг понимаешь: все чудеса в нем были рукотворными (лапотворными), не магическими, а волшебное слово «спасибо» оказалось куда чудодейственнее, чем «абракадабра».
«The Hollywood Reporter»