Театру быть!
17 октября, 2014 Театр
В «Манеже» состоялся «Большой разговор о театре»
«Не будет нигазет, ни книг, ни кино, ни театров, абудет одно сплошное телевидение», — предсказывали когда-то герои фильма «Москва слезам не верит». К счастью, не все пророчества сбылись. Слухи о гибели театра оказались сильно преувеличены, в чем могли убедиться гости «Большого разговора о театре», состоявшегося в рамках I Московского международного форума «Культура. Взгляд в будущее».
«Почём стоит похоронить?!». – как персонаж Жванецкого хочется воскликнуть в ответ на ставшие привычными разговоры о гибели культуры, искусства и театра в том числе. Привычка жить вчерашним днем привела к затянувшимся поминкам по сменившимся театральным репертуарам и выцветшим афишам. Прошлое роднее, ибо прожито и пройдено (стало быть, ничем не грозит) в отличие от туманного будущего. Собравшиеся в Манеже ведущие режиссеры разных поколений, среди которых ставшие уже нарицательными – Гинкас, Богомолов, Волкострелов, при участии театрального критика Марины Давыдовой, заместителя председателя СТД Дмитрия Мозгового и руководителя фестиваля «Реальный театр» Олега Лоевского — решили туман рассеять. Дискуссия от разговора о будущем театра перешла к образу театра будущего, его границам, темам, многоукладности. В отличие от диспутов в диапазоне от истерических до удручающих, в которых театрально провозглашают то кризис, то гибель, то агонию Театра вообще и в частностях (от федеральных до подвальных), нынешняя беседа ознаменовалась здоровым оптимизмом. Театру быть.
Неоправданно большое внимание оказалось уделено проблеме театрального пространства. Бегущая на экране строка сообщала один из девизов форума: «Культура вне стен» пока его участники спорили об архитектонике сценического произведения и театрального пространства. Надуманной оказалась декларируемая еще в годы оны проблема режиссерской борьбы с пространством. Колонны, помпезность, «итальянская коробка» сцены, — все это сегодня не помеха для самого смелого режиссерского замысла. Это неоднократно подтверждали и спектакли Константина Богомолова, подтвердил это и патриарх сцены Кама Гинкас, вызвавший аплодисменты зала простым как вечные истины замечанием: «Важно не где говорить, а о чем»…
От места действия перешли ко времени. Парадоксально, что разговор о будущем был основан на рефлексии прошлого. Оно не отпускает. Оно и понятно, ведь тема театра будущего — стара. «вечна та же и вечно новая». Недаром, участники дискуссии неоднократно вспоминали Вс. Мейерхольда и театральные диспуты начала века. Польский театровед Катажина Осиньска деликатно заметила, что вместо, пусть и интересного разговора о будущем, следовало бы обсудить конкретные проблемы настоящего. Затронули и их: участница дискуссии, драматург и одна из основателей «Театра.doc» Елена Гремина рассказала о причинах выселения театра из полуподвального помещения в Трехпрудном переулке – известном и важном адресе театралов и просто неравнодушных людей. «Театр, в котором не играют» сегодня может остаться без крыши над головой. Елена Гремина отметила готовность команды театра «все начать сначала» на новом месте и поблагодарила коллег, выразивших желание помочь и предоставить площадки для спектаклей театра.
Оттенки в палитру театра будущего добавили все участники дискуссии. Богомолов рассуждал о «режиссере-таране», который своими энергией и личностным воздействием может изменить ландшафт. Декларированное режиссером триединство «энергии, идеи и таланта» — лучший способ разомкнуть сознание как публики, так и людей театра. Доказано личным примером. Борис Юхананов, готовящийся к открытию Электротеатра «Станиславский» резонно заметил: «Театру предстоит стать местом сборки, где смогут встретиться все виды искусства». Как никакой другой вид искусства театр стремится выйти за собственные пределы, впитать в себя начала и завоевания самых разных искусств и дисциплин. «Надо научиться жить «не навсегда», — заметил Дмитрий Волкострелов, делясь опытом работы в Театре на Таганке. Чувство времени и знание его конечности (не жизни, но пребывания в должности худрука, например) – гарантия от закоснелости, рутины… Театр без художественного руководителя известен на Западе, в России же большинство театральных коллективов испытывают необходимость (часто психологическую) в главном режиссере/ худруке/ «царе-батюшке-отце-родном». Елена Гремина предположила, что для театра будущего мотивы людей его творящих будут значить больше, чем мастерство. С этим не согласился Кама Гинкас, утверждая необходимость мастерства и профессионализма, знания основ режиссерского ремесла. «Искусство происходит от «искусно», — напомнил он. Режиссер также заметил: «Неправильно, когда театр пытается занять чужое место (скажем, психотерапевта) и начинает лечить людей». Адепт развлекательного театра Евгений Писарев, не раз рассуждавший о терапевтической силе театра, с этим, вероятно, не был согласен, но промолчал. Итог встречи подвел Константин Богомолов, заметивший, что театр будущего — это театр, в котором будут соседствовать и Гинкас, и Уилсон, и читки, и эксперименты, и новые формы, а театр прошлого – театр, в котором господствует только одно направление. Господствующий стиль или одно, пусть и талантливое, видение, получившее монопольное право ни к чему хорошему не приведет. Так и замрет на месте. Бессмертие театра в движении, в поисках, в «художественном беспорядке». Да и завещано ведь, что «всем хватит места, и новым и старым, — зачем толкаться»?!
P.S. В центре «Большого разговора о театре» были его ключевые действующие лица, а на периферии, т.е. в зале происходило параллельное действие: среди публики странный господин распространял «подметные письма» с требованием отставки главы департамента культуры Москвы. Напоминала листовка послание с заголовком, как в фильме «Большая перемена»: «Нестору Петровичу Северову от учащегося девятого «А» класса – анонимка», с той лишь разницей, что автор ее не только указал свои контактные данные, но также и привел краткую биографическую справку. Фамилию его указывать не стоит, дабы не повышать индекс цитируемости, но за привнесенную толику юмора и абсурда его не поблагодарить нельзя.
«Комсомольская правда» http://www.kp.ru/daily/26296/3174417/