Игорь Миркурбанов: «Профессия такая… Странная»
30 октября, 2014 Разное, Театр
– Неумирающее определение – «Театр – террариум единомышленников». Это так?
— Поверьте, это говорят несчастные люди. Зачем множить банальности? Если ты так оцениваешь место, где проходит значительная часть твоей жизни — лучше уйти. Ты обманут. Театр — это другое. К МХТ, куда я прихожу репетировать и участвовать в спектаклях, это не имеет никакого отношения. Надо отдавать себе отчет, что Московский Художественный Театр может позволить себе выбирать из огромного числа людей. Тут очень высокие критерии и серьезная конкуренция. Мне с самого начала были созданы не просто идеальные условия для присутствия здесь, а самые счастливые. И потом, это определение (террариум – прим. авт.) придумали люди, недовольные своим статус-кво, недовольные по многим причинам. Эти причины всегда субъективны, часто они бывают справедливы, к сожалению. Профессия такая… Странная…
– То есть, в МХТ на выяснение отношений время не уходит?
– Их просто нет, выяснений отношений. Олег Павлович, отбирая актёров, помимо очевидных способностей и профессиональных навыков, всегда обращает очень пристальное внимание на человеческие качества. Но главное, Табаковым здесь собраны успешные люди. А у успешных и воспитанных людей, как правило, нет причин брюзжать и проявлять недовольство или дурной характер. Как у Уайльда, помните: «Человек хорош, когда он счастлив». И потом, мы работаем с режиссёром, который всегда точно знает, чего он хочет. Когда Богомолов говорит, что у него актеры не предлагают ничего на репетициях, это только в силу категоричности высказывания может восприниматься как нечто буквальное. И, наверное, многие актеры могут как-то в этот момент недоумевать: «А где же сотворчество?» Но на самом деле, любой из них согласится, что всегда предпочтительнее репетировать с режиссером, который знает зачем и откуда ты выходишь, куда затем уйдешь, и что делаешь. И только тогда можно освободиться для по-настоящему важного.
*- Что такое современный театр? Это театр, который говорит о дне сегодняшнем, который добивается нового уровня достоверности? *
– Ну нет. Театр – не газета. Не день сегодняшний, не актуализация, определяет современность театра, на мой взгляд. Здесь может быть разговор о форме, наверное, прежде всего. Эволюция возможна только в форме, актерских технологиях, идеологии, эстетике — это скорее определяет современность театра. Поиски новых форм у многих ограничиваются лишь попытками подиковеннее рассадить зрителей. А в свое время современнейшим спектаклем оказался мхатовский «Соло для часов с боем», хотя все там происходило по традиционным, казалось бы, технологиям, но с революционнейшими актерскими техниками и актуальнейшим разбором.
– Публика имеет право влиять на художника, на спектакль, на творческий процесс?
– Там где она влияет, не ждите ничего хорошего. Нет, конечно, нет. Влияние ее ограничивается выбором. Она имеет право выбрать, идти или не идти, смотреть или нет. Точка. Дальше – стоп. Дальше право и территория художника. Вы можете себе представить, что будет, если каждый из публики начнет высказывать свое мнение? Сегодня — где поставить шкаф, а завтра — как сказать реплику.
— Спектакль МХТ им. А.П. Чехова «Идеальный муж. Комедия», в котором Вы играете, обрел стойкий эпитет «скандальный». Были и подметные письма, и оголтелые люди на сцене, и одиночные пикеты… Как к этому нужно относиться?
– Обращаться в определенные органы, которые должны этим заниматься, что и было сделано. Другого языка не понимают. То, о чем вы говорите, было сознательной, совершенно убогой провокацией с понятными целями, с совершенно низменными задачами. Никакого отношения к религии и православию это не имело. Это не обычные хулиганы, к которым, как к заблудшим овцам, еще возможны были бы проявления милосердия. Но этими людьми была выбрана гнусная и изощренная форма, совсем отвратительная.
– А репортажи по телевидению и комментарии людей, которые спектакль не видели, но по старинке осуждают. Как к ним относиться?
– Ну, как к этому можно относиться нормальным людям? До сих пор в репортажах об «Идеальном муже» показывают отрывки, которых в спектакле никогда не было. Ну, есть же редакторы, которые должны проверять это…
— А Вы думаете, это ошибка? Уверена, что это нарочно.
— Да, это профанация, бестолочь чистейшей воды, и люди, которые, как унтер-офицерская вдова, сами себя секут.
– Давайте о хорошем. Вы недавно отметили день рождения, юбилей. Что бы Вы сами себе пожелали?
– Вы знаете, с желаниями надо быть аккуратнее, и мечтать осторожно и правильно. Мечты могут сбываться. Если серьезно, я хочу пожелать себе, чтобы то, что происходит со мной сейчас, длилось как можно дольше. В Московском Художественном Театре я занимаюсь, наконец, тем, что очень люблю. Это и есть чудесное воплощение моей мечты и подарок: приходить сюда и встречаться с прекрасными людьми. И привыкать к этому не хочется. Каждый день говорю себе: «Продолжай удивляться!».
ФОТО: Галина Фесенко
МИР 24 http://mir24.tv/news/culture/11510184