«Дыхание жизни» — на двоих одно, на двоих один он…
25 апреля, 2010 Театр
На Малой сцене МХТ им. Чехова – премьера. Режиссер Елена Невежина поставила пьесу английского драматурга Дэвида Хэйра «Дыхание жизни». В ролях — Алла Покровская и Наталья Тенякова. Дэвид Хэйр широко известен в мире кино и театра. Он сценарист и постановщик всех своих фильмов. Его «Wetherby» получил «Золотого льва» на Венецианском фестивале. Кроме того, он кавалер ордена искусств Франции и рыцарского звания за вклад в театральное искусство Великобритании.
Впервые поставленная в Королевском театре в Лондоне с Джуди Дэнч и Мэгги Смит, пьеса «Дыхание жизни» имела огромный успех. Постановка ее в МХТ им. Чехова — премьера на российской сцене.
Перед нами рассказ о двух немолодых женщинах, жизни которых переплелись, неведомым даже им самим образом. Бывшая жена и бывшая любовница (кстати, кто есть кто становится ясным не сразу). Бывшие не потому, что овдовели, а потому, что объект их страсти ушел к третьей…
Одна из героинь — Мадлен Палмер (Алла Покровская)- «женщина без потребностей» — одиноко живет на острове. Намеренно отрезав себя от бурного и кипящего ритма жизни, который когда-то не был ей чужд, она не обзаводится даже телевизором. Модных журналов не читает, художественной литературы не признает. Полностью поглощена наукой и проблемой происхождения вещей. А ведь когда-то она была ярким политическим активистом и борцом за гражданские права. Единственная связь с миром и современностью — паром, на котором и пребывает Фрэнсис Бил (Наталья Тенякова), популярная писательница, наслаждающаяся внезапным, хотя и поздним, успехом. С ее прибытием и начинается долгая ночь воспоминаний, объяснений, признаний.
Постепенно зрители узнают о тайной связи Мадлен и Мартина (персонаж не появляющийся на сцене, но незримо присутствующий) разрушающей семейный очаг Фрэнсис и Мартина (все того же) на протяжении пятнадцати лет. Переживая боль супружеской измены, спустя много лет Фрэнсис решает написать книгу мемуаров. Ввиду недостатка материала о виновной стороне (термин, в данном случае уместен, так как Мартин адвокат) она решается на встречу с Мадлен. Впрочем, книга, которой не суждено быть написанной, — лишь предлог.
Пьеса примечательна не только любопытным любовным треугольником, но и тем, какое количество моральных и социальных проблем поднято в ней. Здесь и радикализм 60-х, и бегство от реальности, и игры женщин в независимость, кончающиеся одиночеством, и даже этические проблемы написания мемуаров (из серии «вспоминать не устает и что не вспомнит — издает»). Все это умело вплетено в главную сюжетную линию и подано в виде легких намеков.
Героиня Натальи Теняковой переживает переход от подавленности и нерешительности до состояния «высоко поднятой головы» и полной уверенности в себе. Мадлен буквально пробуждает в ней огонь жизни, который когда-то невольно погасила.
Афоризм Гогена — «Раз жизнь такая, какая она есть, поневоле приходится мечтать о мести» служит эпиграфом автора к пьесе. Едва ли эту фразу можно поставить эпиграфом к спектаклю МХТ. Здесь никто никому не мстит, здесь вспоминают, облегчают душу, помогают залечить душевные раны. Только форма выбрана не сентиментально-слезливая, а ироничная и едкая. Они не враги, а просто две главы одной книги о ком-то третьем. Им важно сравнить ощущения и вместе закрыть книгу. Третью главу допишет третья.
Манера ведения светской беседы за чашечкой английского чая, переходящая в моральные дебаты за бутылкой китайского пива, не дает заскучать на протяжении всего действия.
Несмотря на тему несостоявшихся надежд юности, спектакль выглядит очень оптимистичным. Героиня Аллы Покровской своим хорошо поставленным голосом, в манере ведения острых политических дебатов всем своим существом утверждает, что преклонный возраст — отнюдь не пора подведения итогов и размышлений о прошлых ошибках. Она призывает максимально использовать время, которое в нашей стране по, как всегда «корректному» выражению законодателей, называется «временем доживания». Не доживать, а жить! Полной жизнью. Дыша полной грудью. Смотря в будущее, и не оглядываясь с сожалением назад. «И надо жить, как хочется, И надо жить, как дышится».
Журнал «Наш Фильм» http://www.nashfilm.ru/plays/3645.html