Полина Лазарева: СТРЕМЛЮСЬ РАЗДЕЛЯТЬ ДОМ И ТЕАТР
Полина Лазарева – внучка прославленных актеров Светланы Немоляевой и Александра Лазарева, дочь Александра Лазарева-младшего – с первого появления в главной роли в пьесе Тургенева «Месяц в деревне» подтверждает, что актерскую профессию она избрала не случайно и достойно продолжает актерскую династию.
Сегодня в ее актерской копилке в Театре им. Маяковского еще несколько спектаклей – «Дядюшкин сон» (Зинаида), «Таланты и поклонники» (Негина). И в подготовке – главная роль в «Бесприданнице» Островского.
– Театр им. Вл. Маяковского, открывший с приходом худрука Миндаугаса Карбаускиса новую страницу в своей богатой истории, тем не менее не отрекается от своих корней. Вы, актриса в третьем поколении, по-моему, идеально символизируете эту «дней связующую нить». Ответственно?
– Конечно ответственно. Прежде всего перед семьей и театром, в котором я провела почти все детство. Постоянно ловлю себя на мысли, что пытаюсь доказывать, что представляю собой нечто самостоятельное, а не только принадлежность к фамилии Лазаревых. С другой стороны, это отличный стимул!
– Почему Маяковка, а не Ленком, например, где служит ваш отец?
– Признаюсь, еще на третьем курсе мне предлагали пробоваться на роль Кончиты в легендарной «Юноне и Авось». Если честно, я испугалась! В то время я настраивала себя очень категорично: не буду работать в театрах, где работает папа или бабушка с дедушкой. А потом, когда Евгения Павловна Симонова предложила попробовать меня на роль Веры в спектакле «Месяц в деревне» режиссера Александра Огарева, я поняла, что от таких предложений не отказываются. Думала: порепетирую и буду играть эту роль вне штата Маяковки. Но как раз в театре случилась революция, пришло новое руководство, и мне предложили остаться. Рада, что судьба распорядилась именно так. Здесь прекрасный коллектив, а это, поверьте, редкость. У меня много друзей и знакомых актеров в других театрах, и я наслышана, как иногда драматично складываются отношения внутри коллектива.
– Актеры часто отговаривают детей от своей профессии. Ваши родные не возражали?
– Ну как не возражали? Они с самого детства предостерегали, давали понять, что не хотели бы, чтобы я шла в эту профессию. Но я всегда знала, что буду заниматься чем-то творческим. Люблю петь и думала, что однажды займусь этим профессионально. Судьба привела меня в театр. Пришлось занятия пением пока отложить. Этим нужно заниматься регулярно. А в театре пока у меня (тьфу-тьфу-тьфу) много работы. Думаю, нужно концентрироваться в одном русле. Хотя, когда готовилась к своему вокальному концерту, параллельно в театре шел выпуск спектакля. Тогда поймала себя на мысли, что сутки как будто раздвинулись. Все успевала! Но жить в таком ритме все время я пока не готова – это очень тяжело.
– Спектакль «Месяц в деревне» – ваш дебют на сцене. Как проходила работа?
– Боялась, что меня воспримут в театре в штыки из-за моей фамилии. Представьте, с детства приходила туда как домой, как внучка к бабушке с дедушкой, ездила маленькая с ними на гастроли, почти всех артистов знаю. И вдруг оказываюсь здесь в совершенно другом статусе. Очень странное ощущение: все вокруг вроде как друзья и коллеги бабушки и дедушки, и вдруг я – их партнерша, играю на одной сцене. До сих пор в голове не укладывается, что в программке в списке актеров моя фамилия.
– Предложив вас режиссеру, Евгения Симонова брала на себя определенную ответственность, а как складывались ваши отношения во время работы над спектаклем, она не давила своим авторитетом?
– Ну что вы! Я же чувствовала себя как… теленок. Евгения Павловна мне очень помогла. Чем больше работаю в этом театре, тем больше убеждаюсь, какое это счастье, что моей первой партнершей стала именно Евгения Павловна. Она не только потрясающая актриса (до сих пор не понимаю даже теоретически, как она делает многие вещи), но и прекрасный человек, с внутренним стержнем, потрясающая мать, друг, удивительно тонкая и женственная. «Месяц в деревне» – по сей день мой самый любимый спектакль. Получаю от него большое удовольствие… К сожалению, спектакль стали редко ставить в афишу, мне бы хотелось, чтобы он остался как можно дольше в репертуаре.
И сейчас, когда у меня появляются новые роли, Евгения Павловна приходит на спектакли, а потом дает очень точные и деликатные по форме профессиональные советы.
– В вашем репертуаре Тургенев, Островский, Достоевский. Каждый новичок может позавидовать. Вы так избирательны или звезды так сошлись?
– Ну как избирательна? Мне что дают, то и играю. Повезло, конечно. Классическая драматургия обязывает и дисциплинирует. К ней так просто не подберешься. На таком материале, мне кажется, и нужно развиваться.
– А к современным драматургам как относитесь?
– У меня нет предубеждения. И в классике, и в современной драматургии есть роли, которые я бы хотела попробовать. Но пока ничего интересного из современного не предлагали. Недавно ездила к Льву Эренбургу на прогон спектакля «Ю» по пьесе Оли Мухиной. Изначально у меня были несколько настороженные ожидания по поводу этой пьесы, но артисты и весь спектакль захватили меня. Хотела бы участвовать в таком спектакле, несмотря на чернуху, которая там есть.
– Не все актеры любят вводы в готовые спектакли. Роль актрисы Негиной в «Талантах и поклонниках» была для вас таковой.
– Это был экстренный ввод. Пока я не столкнулась с этим, думала, ничего страшного, если ты дисциплинированный человек и выучишь роль, то спектакль готов: войди и играй. Сыграла уже несколько спектаклей, но до сих пор понимаю, что мне еще играть и играть, чтобы роль состоялась. Если одну сцену хорошо пройду, значит, следующую провалю. Влияет не только то, что большая роль, но и партнеры по сцене. Стресс страшный! Все – народные артисты. Стоишь среди них и думаешь: «Э-э-э, здрасте. Ничего, что я здесь скажу реплику?.. Извините, пожалуйста…»
–
– Прекрасно. Хотя с бабушкой довольно сложно репетировать, потому что она очень за меня переживает. Я несколько раз приходила к ней домой, чтобы «пройти текст». А она не могла сказать мне фразу без того, чтобы не объяснить, как я должна это говорить, что должна иметь в виду. Я просила: «Бабушка, мы так до послезавтра будем с тобой сидеть. Ты можешь просто пройти со мной текст?» – «Да-да-да, я тебе скажу только одну вещь…» – и все начиналось по-новой. Но как партнерша она, конечно, просто потрясающая, феерическая. Я, когда выхожу с ней в сложных сценах, понимаю, что мне вроде ничего играть и не надо – все делает бабушка за нас двоих (смеется). Я могу просто смотреть на нее, видеть глаза, которые наполнены слезами, и, собственно, уже все, сцена готова.
– Вы советуетесь с бабушкой и отцом в работе над ролями?
– По-разному. Жду, когда они приходят на прогон или премьеру, но и боюсь, что скажут. Мне было бы спокойнее, чтобы они пришли попозже, когда я немножко освоюсь с ролью. Но их, конечно, не остановить, они приходят все вместе, и потом на меня обрушивается лавина профессиональных замечаний, разбирают по косточкам, что мне удалось, что – нет.
– Как относитесь к критике?
– Конечно, прислушиваюсь к мнению близких, доверяю им. С детства меня окружает любовь в семье, и поэтому до недавнего времени казалось, что бы я ни делала, им все понравится. А тут папа пришел на «Таланты и поклонники», посмотрел, поздравил, а потом устроил довольно жесткий «разбор полетов». Я опешила, думаю: «Уж если папа мне делает замечания, значит, все, это катастрофа, мне вообще нельзя выходить на сцену». Он так и начал: «Несмотря на то, что я твой отец…» – и дал несколько ключевых советов, «где что убрать, где что прибрать». А что до критики вообще, то интересно бывает почитать даже не профессиональную критику, а то, что люди в интернете пишут, иногда очень нелицеприятное, и, что поражает, даже когда не видели спектаклей: «Я спектакль не смотрел, но думаю…» Меня это веселит. Вообще, конечно, актеры – ранимые люди и болезненно относятся к поверхностным замечаниям.
– Вы учились на курсе Олега Кудряшова в ГИТИСе. Студенческие годы вспоминаете с удовольствием?
– Недавно посмотрела хороший фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским… Мы же играли в студенческом спектакле по этому роману Алексея Иванова «История мамонта», который до сих пор тепло вспоминают в Москве. После фильма меня буквально накрыла ностальгия по нашему курсу, по студенческим годам.
– Как относитесь к наградам и премиям? Ваш список открыт: премия фестиваля «Амурская осень», театральная премия «МК».
– Приятно, конечно. Но, думаю, моим родителям и бабушке приятнее вдвойне. Когда папа получил за роль в «Королевских играх», по-моему, все премии театральной Москвы, ему тоже было приятно, но гораздо больше радовались его прославленные родители.
– У любого актера всегда в запасе какие-то истории, связанные с их профессией. Вы уже успели обзавестись своими?
– Ну конечно. Началось с того, что я опоздала на первую в своей жизни репетицию – на первую читку «Месяца в деревне». Проспала! Проснулась от звонка Евгении Павловны Симоновой: «Где ты?» Лежу в кровати и понимаю, что это конец: режиссер, все артисты собрались, и все ждут только меня, которая еще даже не работает в театре. Сгорая от стыда, пролепетала: «Уже подхожу…» Вообще, я ответственный и пунктуальный человек и никогда не опаздываю. Но тогда, видимо, перенервничала накануне. Буквально за 15 минут собралась, и еще через 15 минут была в театре. Как же я бежала! Мне кажется, если бы я в тот момент участвовала в Олимпиаде, я бы заняла первое место. К тому же читка происходила на последнем этаже театра, и вот, преодолев последние ступеньки, уже изнемогая, я ворвалась в репетиционную комнату и упала на место. Как раз к своей реплике. Дышать не могу, голоса нет, белею, краснею… Было ужасно стыдно, думала, что сейчас меня начнут ругать и убивать, но, видимо, увидев мое лицо, сжалились и ничего не сказали.
– Часто ли бываете в театре как зритель?
– Не могу сказать, что часто и слежу за премьерами, но стараюсь находить время. Из последнего смотрели с бабушкой в Большом театре постановку Юрия Любимова «Князь Игорь», «Пристань» Римаса Туминаса.
– У вас есть список заветных ролей?
– Когда училась в институте, мне тоже задали этот вопрос, и я наобум ответила, что недавно перечитала «Бесприданницу» и вот роль Ларисы Огудаловой хотела бы сыграть. Прошло два-три года, и тут такое – ба-бац, Лазарева – Бесприданница. Я даже не предполагала, как же сложна и ответственна эта роль будет для меня. Теоретически я бы хотела сыграть и Аглаю в «Идиоте», и попробовать себя в острохарактерной роли, но как-то страшновато еще. Актеры с амплуа героев, наверное, всегда хотят играть характерные роли. И наоборот. Но не все актеры дают себе отчет в том, что им дано природой, не развивают этого. Большая редкость, когда актеру подвластно и то и другое.
Александр Лазарев, мой дед, потрясающий актер с великолепной фактурой, роскошным голосом, чистый герой! Видела его во многих ролях, но только сейчас понимаю, как ему было сложно в амплуа лирического героя. Он прирожденный характерный актер! А многие режиссеры долго не хотели этого видеть, эксплуатируя его внешние данные.
– Как у вас складываются отношения с кинематографом?
– Кинематограф люблю, он меня – как-то не очень. Обожаю итальянское кино 50–60-х. У меня есть какие-то киноработы, но они ни в какое сравнение не идут с теми ролями, которые я играю в театре с такими режиссерами, как Карбаускис и Эренбург. А после этого приходишь на пробы в какой-нибудь 100-серийный фильм и понимаешь, что тебе трудно перестроиться. И не потому, что я такая «зазнавшаяся», работаю только с гениальными режиссерами и только в пьесах гениальных драматургов. Напротив, я понимаю, что в таких простых, незатейливых сериалах надо быть очень профессиональным артистом, чтобы выглядеть более или менее достойно.
– Времена не выбирают, а вы никогда не мечтали о том, чтобы жить в другое время?
– Если представить себе, что можно выбирать время, то я бы выбрала, конечно, начало ХХ века, но без революции. Когда смотрю фотографии старой Москвы, сожалею, что многое ушло безвозвратно. Во всех европейских городах есть исторический центр, который неприкасаем. А у нас уничтожаются старинные дома, чтобы построить безликий доходный дом или сотый бизнес-центр.
– Вас с рождения окружает артистическая атмосфера. Это не утомляет? Или, переступая порог вашего дома, все «игры» прекращаются?
– Мне сложно судить, потому что никогда не жила в другом доме. С детства помню, как к родителям часто приходили музыканты, устраивали на кухне концерты – «квартирники» – и не давали мне спать. Или на дачу на Новый год без приглашения заваливалось человек сорок, которых, собственно, не каждый день увидишь на улице, все интересные, известные личности. Вместе с тем не могу сказать, что обделена вниманием родителей. Я выросла в атмосфере всепоглощающей любви. У нас сильны семейные ценности, семейная связь. Сейчас смотрю по сторонам и понимаю, что это большая редкость. Очень многие этого лишены.
– А стал ли театр вашим домом или есть дом, а есть театр?
– Стремлюсь разделять дом и театр. Вначале меня раздражали артисты, которые бесконечно говорят о себе. Но последнее время ловлю себя на том, что мне так не нравилось в других. Приходя домой, мне хочется поделиться с родителями тем, как идет работа над новой ролью, и могу проигрывать всю роль от начала до конца: «А вот тут я так говорю, а вот здесь это вот делаю». Мне даже страшно от этого, что, кажется, превращаюсь в долбанутую артистку. Наверное, это неизбежный этап творческого роста, пока актер еще молод и не наигрался, но меня это немножко пугает…
– Каким был прошедший год и что ждете от года нового?
– Год был во многом для меня развивающим – в человеческом и в профессиональном плане. Многое переосмыслила и к каким-то глобальным вещам стала относиться реалистичнее. Хотелось бы интересных ролей, которые принесут творческое удовлетворение. А главное, чтобы все мои близкие, родные были живы, здоровы и счастливы.
Лазарева Полина. Родилась 18 мая 1990 г. года в семье актера Александра Лазарева-младшего.
Экстерном окончила школу. В 2010 г. окончила режиссерский факультет (актерская группа) РАТИ-ГИТИС (мастерская Олега Кудряшова). Дипломные спектакли: «Униженные и оскорбленные» (Александра Семеновна), «История мамонта» (Маша Большакова), «Пушкинский вечер» ( «Руслан и Людмила», Дева); «Малые святцы» (Катерина, бабушка). Продюсерская компания «Новый театр»: Джульет – «Уйти нельзя остаться». С 2010 г. в труппе Театра им. Маяковского: Крепостная крестьянка «а-ля рюсс пейзан» – «Амуры в снегу» (реж. Екатерина Гранитова); Верочка – И. Тургенев «Месяц в деревне» (2011, реж. Александр Огарев); Зинаида – Ф. Достоевский «Дядюшкин сон» (2012, реж. Екатерина Гранитова).
Интервью вела Эмилия Деменцова
Фотографии предоставлены пресс-службой
Театра Маяковского
Журнал «Exclusive» 2 (5) 2014 http://exclusive-magazine.ru/articles/2014/2/lazareva/