Осторожно, ступени!
9 декабря, 2014 Театр
МХТ им.А.П. Чехова раскрывает тайны закулисья…
Постичь магию театра не удается даже тем, кто ее создает: актерам, режиссерам, людям театра… Работают, служат, творят… живут театром, знают о нем, казалось бы, все, и вроде бы лишены всяких иллюзий, а все ж таки околдованы им. Месяцы замыслов, поисков, репетиций, приготовлений сжимаются в один театральный вечер, сгорают, как бенгальский огонь под аплодисменты. Все знают свои партитуры, ходы-выходы, инструкции и предписания. Все выверено и заучено. Отрепетировано и решено. Форс-мажор и неожиданности сведены до ничтожной погрешности (и к ним, на всякий случай, готовы), и где бы тут чуду взяться?! Оно ничем не предусмотрено и ответственных за него не сыскать. Чудо неуловимое и непостижимое. Повторяющееся, но неповторимое. Обыкновенное чудо спектакля.
Те, которым видно спектакль лучше других, кому он и адресован – зрители на протяжении всей истории театра пытаются заглянуть за занавес. Не тот даже, за которым скрыта декорация – ее и так покажут, а за тот, фоновый, задник сцены, за которым как за очагом таится отдельный параллельный сценическому пространству мир. Допущены туда немногие избранные, входящие в театр через служебный вход. Именно там, в закулисье вынашивается и приготовляется чудо, но в это святая святых путь закрыт. И дней открытых дверей ждать не стоит. Всем, кроме зрителей МХТ им. А.П. Чехова.
Главный драматический театр страны ежевечерне распахивающий двери, ведущие к трем сценам-сестрам в Камергерском переулке: Основной, Малой и Новой, теперь готов впустить зрителя и через «черный ход». МХТ им. А.П. Чехова запустил новый проект – «Путешествие в закулисье. По мхатовским закоулкам». Экскурсия по театру и экскурс в его историю, так формально и холодно могла быть описана эта затея. Но театр этот Художественный, равнодушие и безразличие в нем не живут вот уже 116 лет, и прививать их не собираются. Автор и ведущий экскурсии, продюсер международных программ театра и его сподвижник Александр Юрьевич Попов предлагает зрителям совершить путешествие по местам, для публики непредназначенным: от сцены до «зеленой комнаты» (артистического фойе), от гримерных до костюмерных цехов. 15 (не более) экскурсантов будут бродить по театру, длинной вереницей, постигая, что предшествует ежевечернему полету знаменитой мхатовской чайки на занавесе театра. Чайка эта для многих служащих в этом, нет… служащих этому театру, стала той самой синей птицей. Старый гример посетует, что прежний грим, тот, что наносили и растирали руками, был лучше, чем нынешний, тот, что втирают губкой. Губка не заменит и не повторит тепла рук, скажет он и позволит прикоснуться к парикам (какие-то выполнены из волос буйволов), к старым краскам… А художник в костюмерной покажет костюмы известных актрис и расскажет об их маленьких секретах. Секретах костюмов, а не актрис: путешествие в закулисье окрашено в традиционные мхатовские благородные цвета и «желтизны» нет в этой палитре.
С новой стороны откроется и та часть театра, что и без того открыта публике – Портретное фойе. За каждым портретом – история и судьба. Судьба театра. Поразительно, как не хрестоматийно и увлекательно удается проводнику-гиду рассказывать о, казалось бы, общеизвестном – отцах-основателях, «Славянском базаре», символах театра. Зрители ходят, фотографируют, заслушиваются, а в это время жизнь в театре кипит, в нем работают – устанавливают декорации для вечернего спектакля, передвигают диковинные контейнеры с надписями « Свет (звук). Карамазовы. Саратов» (театр недавно вернулся с гастролей оттуда), кто-то (слышно) репетирует, кто-то наведывается в «Процедурный кабинет» (есть в театре и такая дверь)… День экскурсии – день выходной. Но только для зрителя. В МХТ работают без выходных, потому без пафоса и преувеличения считают его домом, проводя в нем больше времени, чем в доме собственном.
Магия пустого зала, магия сцены, кажущейся устремленной бесконечно вверх, вместившей в свои «карманы» множество «примет» разных спектаклей текущего репертуара: слева припаркован double-decker из «Пиквикского клуба», справа – чудо-остров из «Конька-Горбунка» и т.д., — все это увидят и ощутят гости театра. Услышат о корифеях, встретят (если повезет) известных современников, помолчат в кабинете Вл.И. Немировича-Данченко, задержатся в гримуборной К.С.Станиславского, повспоминают в гримерке О.Н. Ефремова…
Из кассы театра (там символично начинается путешествие) в актерский гардероб, оттуда в зрительское фойе, в зал, в ложу, на сцену, (по ней и за нее), в фойе актерское, в гримерки, цеха, по этажам-лабиринтам и переходам театра (от Основной сцены к Новой, из XIX века в XXI), то вверх, то вниз,- таков маршрут. Маршрут по памятным местам, которые не кажутся мертвенно-музейными. Не запылился МХТ, не замкнулся в собственном славном прошлом, и не спрятал его под замком. В Портретном фойе театра слились «в гармонии прекрасной» прошлое (далекое и недавнее) и настоящее – портреты и фото «века нынешнего» и «века минувшего». Может быть это и есть та самая «общая мировая душа», о которой играли (и играют) в этих стенах в «Чайке»? Табличку у входа в партер: «Осторожно, ступени!» можно трактовать не только буквально. В МХТ сохранены эти «ступени» истории театра – одного, отдельно взятого, ставшего мировым. Здесь память хранят, «не перепрыгивая» через неудобные ступеньки. И лестница не кончается… «Щепотка сегодня», «крупица вчера», и «завтра» — «на глазок», — все это есть в МХТ – и на сцене, и за кулисами, в людях, спектаклях, здешней среде и атмосфере. Вот и все чудо… (Не) обыкновенное.
P.S. Одно заповедное место так и останется скрытым от глаз зрителей — актерский буфет. В сочетании с рассказами о традициях высокой мхатовской «кухни» (в буквальном смысле) – это подогревает интригу. Но должно же в отворенной святой святых остаться что-то действительно сокровенное?!
«Комсомольская правда» http://www.kp.ru/daily/26317.5/3196154/