О театральном хамстве
Неистовый Виссарион писал: «Критика не есть брань, а брань не есть критика». Сегодня все отрицания сняты. Брань надела маску критики, но маска не скрыла дурного запаха изо рта и близорукости не выправила. Маска скрыла лицо, но базарный голос и уличный тон всегда изобличают в назвавшемся критиком критикана. Свобода слова позволила не выбирать слова.
Пусть нет ума, души, был бы орган печати. Публикация всегда найдет публику. На творца всегда отыщется тварь. В пАру. Творцы творят, твари самоудовлетворяются. Твари тянутся к творцам, потом к перу, перо к бумаге. Минута. Но тем и отличается тварь от творца, что не стихи свободно текут из-под ее пера, но помои. Твари травят творцов. Творцы с трудом отмываются. Вонь долго не выветривается. Настоящий творец раним и ранить его нетрудно. У особо ранимых нарушенной оказывается гигиена внутреннего пространства. Чистоплотные, чистосердечные решают призвать источник помоев к чистоте. Отвлекаются от творчества на тварей, тратят себя, нервы, сердце. Золотые головы золотарничают. А помои не унимаются, хлещут с новой силой. Творцы вдохновляют тварей. Твари словохлещут. Словоблудят. Словохаркают. Не унять. Не привлечь ни к совести, ни к смыслу, ни к ответственности. Потому, порой, безответственное нужно оставлять без ответа. Ответ – это продолжение диалога. Это честь, оказанная тому, кто нечестив. Это награда.
Некогда Мольер счел нужным дать ответ своим критикам-хулителям. Он одарил их не только вниманием и хлесткими словами, он подарил им вечность. Ославил их, но тем и прославил. Худая слава для многих все-таки слава. Звучащее в чужих устах имя собственное, а тем более личное обращение к хулителю — хвала для последнего. Он торжествует. Он замечен. Он выделен из толпы. Он попал в цель. Как бы ни отторгала от себя мишень чужую брань и глупость, мелкие колкости и шпильки, на ней останутся зазубрины. И удачливый «стрелок», и его собратья по перу-дротику (стрелами это не назовешь, перья коротки) будут знать об этом и метить в то же место. И ковырять ранку. И она будет саднить. И осадить хама не удастся. У него больше практики. И пристыдить его не выйдет. Хамство — это атрофия стыда.
Любовь не должна быть без ответа. А брань в ответе не нуждается.
«Театрон» http://teatron-journal.ru/antrakt/mnenie/item/2735-o_hamstve.html